Премия Рунета-2020
Мурманск
+2°
Boom metrics
Общество6 декабря 2023 11:08

«Теперь страшновато летать». Уроки ОБЖ помогли двоим братьям из поселка оленеводов выжить в авиакатастрофе

Двое братьев из поселка оленеводов НАО спасли пассажиров из горящего Ан-2
Братья Саша и Илья Хатанзейские вместе с родителями на награждении в Совете Федерации. Фото: Совет Федерации

Братья Саша и Илья Хатанзейские вместе с родителями на награждении в Совете Федерации. Фото: Совет Федерации

Летать братья, 11-летний Илья и 14-летний Саша Хатанзейские, привыкли – живут они в поселке из трех улиц Каратайка. Находится он недалеко от побережья Баренцева моря, в 370 километрах от административного центра Нарьян-Мар. Летом для местных жителей, многие из которых оленеводы, все необходимое возят по воде, но самый простой способ добраться до поселка, особенно зимой или в период распутицы (доезжает до Каратайки только вездеходная техника) – по воздуху.

Поэтому ребята летают не так уж редко, для них самолет – как автобус. В тот день, 9 января 2023 года, братья возвращались домой после каникул у родственников.

Саша и Илья - скромные мальчики, которые считают свой поступок обычный, мол, как можно было сделать по-другому. Фото: Совет Федерации

Саша и Илья - скромные мальчики, которые считают свой поступок обычный, мол, как можно было сделать по-другому. Фото: Совет Федерации

«А потом наступила тишина…»

- Это был понедельник, обычный день. Мы возвращались на учебу. Летели как обычно, - говорит Саша.

В салоне был еще однофамилец братьев, Андрей Хатанзейский, который первым заметил неладное – двигатель самолета Ан-2 заглох.

Мама мальчиков Алена в этот момент уже ждала их в местном аэропорту и тоже поняла, что что-то идет не так. В этот день погода была не самая хорошая, взлетно-посадочную полосу спрятал сильный туман. Но первый самолет в Каратайке успел сесть, а вот Ан-2 недотянул всего 10 километров – встречающие уже слышали его гул вдалеке, как вдруг наступила тишина.

Ан-2 совершил жесткую посадку прямо посреди тундры за 10 километров от аэропорта. Фото: МАК

Ан-2 совершил жесткую посадку прямо посреди тундры за 10 километров от аэропорта. Фото: МАК

Что происходило в этот момент в салоне?

- Я посмотрел в окно, увидел, что быстро снижаемся – летим в землю, и крикнул всем: «Группируйтесь!». Была лишь одна мысль: хоть бы никто не погиб, - вспоминает Андрей.

Ан-2 совершил жесткую посадку посреди заснеженной тундры и загорелся. Всего на борту находилось 12 человек, в том числе два пилота. Некоторые от удара о землю потеряли сознание, пилот и 54-летняя женщина-пассажир погибли.

- Во время удара о землю нас бросило вперед, кресла сломались, - вспоминает страшный момент Саша.

Забрался на самолет, чтобы позвонить спасателям

Андрей бросился тушить горящий двигатель, от которого огонь расползался по всему самолету. Наравне со взрослыми стали работать и братья Хатанзейские.

- После удара о землю только Саша Хатанзейский не потерял сознание. Он фактически и возглавил операцию по спасению людей. Чуть позже ему стали помогать пришедшие в сознание младший брат Илья и Андрей. Втроем ребята таскали на себе взрослых людей, приводили их в чувство, помогали остановить кровь и разговаривали с ранеными, не давая им вновь потерять сознание, - рассказывает главный редактор книги «Волшебные сказки о детях-героях», куда включили историю братьев, Наталья Широкова.

К отважной троице подключился еще один пассажир - оленевод Михаил Янгасов.

Саша разбирал обломки самолета, чтобы вытащить пассажиров, а Илья укрывал их от холода. Фото: МАК

Саша разбирал обломки самолета, чтобы вытащить пассажиров, а Илья укрывал их от холода. Фото: МАК

Саша помог выбраться из салона Илье, который был очень напуган, затем снова кинулся внутрь, первым нашел в хвосте самолета огнетушитель и отдал Андрею. Тот бросился к пилотам – у одного из них горели ноги, огонь также был на приборной панели и расползался по кабине. Второй пилот был в сознании, хоть и с пробитой головой, и подсказывал парню, что делать.

Саша понял, что лучшее, что он может сделать – это вызвать помощь. Подросток схватил телефон, но в тундре ловило плохо, поэтому пришлось забраться на фюзеляж - только там удалось поймать сигнал и дозвониться в «112». Несмотря на волнение, Саша четко и подробно рассказал, что случилось. И даже смог назвать координаты – в телефон у мальчика была загружена карта.

- Мы хотели найти аптечку, чтобы помочь раненым, но она, вероятно, была где-то в кабине пилотов, а та была вся смята. Я помогал разгребать завалы, чтобы вытащить людей из салона. Илью я попросил накрывать людей вещами из чемоданов, чтобы они не замерзли, - говорит Саша.

Илья пришел в себя достаточно быстро, хотя сначала и плакал от криков, огня, дыма и крови, в том числе и на себе. Но хладнокровие Саши успокоило его, и он тоже стал помогать.

В самолете находились 12 человек, двое погибли. Фото: МАК

В самолете находились 12 человек, двое погибли. Фото: МАК

Бездорожье тундры

Порядка трех часов понадобилось наземной группировке МЧС, чтобы добраться до места крушения Ан-2. Место удаленное, бездорожье – спасатели в сильный туман буквально пробивались туда на снегоходах и вертолете. С выжившими поддерживали постоянную связь, спрашивали об их самочувствии, объясняли Андрею, как останавливать кровь у пострадавших и что можно сделать с ранами до приезда спасателей и врачей.

В белом плену тундры пассажиры самолета оказались при морозе ниже -10. Но жители Каратайки уже знали о беде и сами бросились на помощь – приехали к месту крушения на снегоходах, привезли теплые вещи, сначала забрали детей, потом пострадавших взрослых в местную амбулаторию. Коллектив там маленький, но до приезда врачей из центра медработники помогали раненым на высшем уровне. Михаил и Андрей оставались на месте авиакатастрофы, светили фонариками спасателям, чтобы те в условиях крайне низкой видимости быстрее добрались до самолета.

Лед толщиной в 1,5 сантиметра на флюзеляже стал причиной крушения Ан-2. Фото: МАК

Лед толщиной в 1,5 сантиметра на флюзеляже стал причиной крушения Ан-2. Фото: МАК

Причиной трагедии стало сильное обледенение борта.

- Самолет имел сертификат летной годности, вовремя проходил все техосмотры и ремонт. Экипаж перед вылетом выполнил все необходимые предполетные процедуры. Утром два самолета пролетели по маршруту Нарьян-Мар – Усть-Кара (маршрут проходит через Каратайку). В обледенение попали только на обратном пути. Метеоусловия ухудшились стремительно, экипаж принял решение не производить посадку в Каратайке, а следовать на запасной аэродром Варандей. Наиболее вероятной причиной происшествия является непрогнозируемое сильное обледенение, - прокомментировал ситуацию в первые часы генеральный директор АО «Нарьян-Марский ОАО» Валерий Остапчук.

После Межгосударственный авиационный комитет подтвердил эту версию: Ан-2 действительно упал из-за сильного обледенения – толщина льда достигла 1,5 сантиметра.

Пилоты не видели, куда летят, из-за сильного обледенения стекл. Фото: МАК

Пилоты не видели, куда летят, из-за сильного обледенения стекл. Фото: МАК

- У нас замерзли окна. На улице при включении фар были осадки и не было видимости, пришлось их выключить. Обогрев окон не справлялся. При снижении двигатель работал нормально, я крикнул пассажирам, что идем на вынужденную посадку. Через иллюминатор мне показалось, что до земли осталось около пяти метров, потянул штурвал на себя, при этом произошло столкновение с землей, и я потерял сознание. Пришел в себя, когда меня доставали из кабины пилота. Вытаскивали меня последним, - рассказывает первый пилот.

Спасибо учителю ОБЖ

То, как действовали мальчики, которые не только не растерялись, но и смогли все сделать на уровне профессиональных спасателей, восхитило всех. Оказалось, спасибо надо сказать школьному учителю, который, зная, как часто местные жители летают, объяснил, каким должно быть поведение в случае ЧП с бортом.

- Мы спросили Сашу, откуда он знал, что и как делать. Он ответил, что они на ОБЖ проходили, как правильно себя вести, если случится такая ситуация с самолетом, - пояснил глава Заполярного района НАО Виктор Ильин.

Братья после происшествия попали в больницу – Саша во время жесткой посадки повредил ногу, Илья разбил голову. К счастью, травмы были не самые серьезные, и мальчики быстро восстановились и вернулись в школу.

Героизм братьев отметили в Совете Федерации медалями «За проявленное мужество». Кстати, ранее их уже наградили медалями «За спасение погибавших».

Героизм братьев отметили в Совете Федерации медалями «За проявленное мужество». Кстати, ранее их уже наградили медалями «За спасение погибавших». Фото: Совет Федерации

Героизм братьев отметили в Совете Федерации медалями «За проявленное мужество». Кстати, ранее их уже наградили медалями «За спасение погибавших». Фото: Совет Федерации

Кажется, отметить наградой надо и учителя ОБЖ школы в Каратайке, который смог заложить в мальчишечьи головы нужные знания. Саша, кстати, не раз выигрывал олимпиады по этому предмету – словно судьба готовила его к тому, что он спасет жизни людей. Кстати, Саша и Илья около двух лет назад стали еще и частью «Юнармии».

- Мне даже сложно подобрать слова, чтобы описать характеры ребят - настоящие мужчины! Смелые, целеустремленные, при этом еще и скромные. Чувствуется, что их правильно воспитали. Они, можно сказать, из глубинки, где люди привыкли не говорить, а делать, - рассказал «КП»-Мурманск» руководитель штаба «Юнармии» в НАО Данила Хмаренко.

Так как Илья и Саша действительно живут в небольшом поселке, во всех мероприятиях движения они участвовать не могут, но подхватывают любую инициативу. А в ноябре даже рассказали другим юнармейцам о том, как спасали людей во время авиакатастрофы.

- Мне очень запомнилось то, что Саша не понял, что у него сломана нога. Сказал: «Не было времени думать, надо было действовать». И что поразительно, мальчики все делали по алгоритму, - продолжает глава штаба.

- Может, организовать обучение от Саши и Ильи для других ребят, как действовать в таких ситуациях? - предложили мы.

- Отличная идея! Подумаем, как организовать, - пообещал Данила Хмаренко.

Илья и Саша вступили в ряды "Юнармии" несколько лет назад. Фото: МЧС России

Илья и Саша вступили в ряды "Юнармии" несколько лет назад. Фото: МЧС России

Как изменилась жизнь мальчиков после происшествия? Героями себя они не чувствуют, считают, что сделали все, что должны были – а как иначе в такой ситуации? В общении с журналистами ребята до сих пор стесняются, а вспоминать про 9 января не очень любят – времени прошло мало, страх не ушел.

- Я с тех пор боюсь летать, - честно признается Саша. – Но другого выхода нет… Хотя стараюсь чаще летать на вертолетах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Из-за взрыва «Лепсе» пришлось бы отселять Мурманск. Самый опасный ядерный объект в стране официально ликвидировали. В Мурманской области ликвидировали самый опасный ядерный объект в стране (Подробности)

К ЧИТАТЕЛЯМ

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам:

Редакция 8 (991) 671-16-33, 8 (902) 035-12-31

Почта kpmurmansk@phkp.ru