Вместо живых очередей мы тратим время на оплату квитанций в смартфонах.
Фото: Антон ЗАБИРОВ
Пока во всем мире есть тенденция к упрощению, объединению и доступности, ресурсоснабжающие организации Мурманской области решили, видимо, довести ситуацию до абсурда, напечатав для каждой услуги отдельную квитанцию. Особенно это бросается в глаза, когда общаешься с жителями других городов. Мало того, что они получают всего одну-две квитанции, так еще и платят за коммунальные услуги в разы меньше.
Давайте считать
Нам выставляют отдельно счета за капитальный ремонт, домофон, вывоз мусора, тепло, водоснабжение и водоотведение, работу управляющих компаний, электричество, интернет. Итого я насчитала у себя восемь квитанций. Благо телевидение, телефон и радиоточку мы отключили лет десять назад. А еще в некоторых квартирах есть газовые плиты. Итого, при полном пакете коммунальных услуг - 12 квитанций!
Хочется произнести фразу: «А как с этим разбираться обыкновенному человеку без экономического образования и специального образования в сфере ЖКХ? А пенсионерам?» Оставлю ее рефреном здесь - возвращайтесь к ней мысленно.
Интернет и телефон
За последние два года Ростелеком не выставил мне ни одной квитанции без дополнительных услуг. Каждый месяц мне подключают услуги, о которых я даже не знаю - то подписка на ЛитРес, то какая-то дополнительная гарантия, то ускоренный интернет. Вроде бы мелочи, но каждый месяц за допуслуги набегает по 30-60 рублей. И надо тратить несколько часов дозвона на горячую линию, чтобы отказаться от этой услуги.
В прошлом месяце я уже сделала заявку, чтобы дополнительные услуги мне подключали только с моего согласия, но оператор связи меня снова удивил - пункт 6 договора позволяет ему это делать без моего согласия, так он считает. «Вы же прочитали и согласились с этим», - написал мне в чате сотрудник компании.
Мне стало интересно - а пробовал кто-то при заключении договора с такими гигантами вычеркивать какие-то пункты и подписывать с протоколом разногласий? Увы, для простых смертных потребителей есть только один вариант - или соглашайся, или оставайся без интернета.
- Такие действия оператора связи - это повод обратиться в Роспотребнадзор по факту навязывания услуг и в УФАС в связи со злоупотреблением доминирующим положением со стороны оператора связи, - прокомментировала «КП»-Мурманск» ситуацию юрисконсульт Ольга Лушева. - Заявления можно подать сразу на сайте этих ведомств, никуда ходить не надо.
Я так и сделала, теперь жду ответа.
Но и это еще не все. До сих пор непонятно, почему в одной квартире с меня берут 50 рублей за аренду роутера, а в другой квартире всего 1 рубль.
Передать показания
На первый взгляд, передать показания можно множеством разных способов: через интернет, по телефону, смс-сообщением. Но давайте и тут посчитаем: мы должны передавать показания за электричество, воду, газ. Единого центра приема показаний в Мурманской области нет, и каждый ресурсник разрабатывает свои способы сбора данных. Итого получается, что за три ресурса нужно отправлять данные в три разных места. Вроде бы и с этим можно жить, но...
Но и здесь не все так просто. В марте 2021 года квитанции за услуги по водоснабжению стало выставлять вновь возданное ООО «ЕРЦ». И если вы по привычке отправляли все в МРИВЦ, то знайте - уже полгода вам выставляют квитанции по среднему расходу, а в ближайшее время выставят по нормативу с зашкаливающими цифрами.
Когда я получила квитанцию за воду на сумму в 2000 рублей, очень удивилась и стала разбираться. МРИВЦ мои показания принимает все эти полгода, а водоканал они не устраивают. Теперь мне надо связаться с управляющей компанией, сделать осмотр приборов учета и представить данные в ООО «ЕРЦ». Когда я обратилась в свою управляющую компанию, оказалось, что таких пострадавших много. Видимо, политика ООО «ЕРЦ» именно такая - не информировать людей, а заставить всех бегать с актами осмотра приборов учета. У людей ведь больше нет никаких дел в этой жизни!
Сложность электронной квитанции - все приходится держать в голове. Особенно разногласия по расчетам и начислению.
Фото: Вера СЛОНСКАЯ
Но даже с этим можно было бы смириться, если бы расход воды не учитывался в двух разных квитанциях! Водоканал через ООО «ЕРЦ» берет с нас плату за подачу холодной воды, горячей воды и водоотведение, а Мурманская ТЭЦ через МРИВЦ (как у меня) - за подогрев горячей воды. И то и другое - по счетчикам. Получается, что показания теперь надо передавать и в МРИВЦ - для расчета подогрева горячей воды, и в ЕРЦ - для счета всей воды, поступившей в квартиру.
Недавно в редакцию «КП» обратился инвалид из Ленинского округа. Он пожаловался, что увидел слишком большие суммы в квитанции от «МЭС». Оказалось, что изменились правила передачи показаний за воду, о чем мы писали выше, а он-то и не знал! Наш читатель и корреспондент потратили 35 минут, чтобы выяснить, куда и как надо передавать данные.
Итого - четыре организации по приему показаний. Вы помните про рефрен в первой части?
Как подать показания счетчиков
Фото: Антон ЗАБИРОВ
Правда и мифы об удобстве электронной квитанции
Часть квитанций я получаю на бумажном носителе, даже ежемесячную квитанцию за техобслуживание домофона на 45 рублей. Ее производство - бумага, чернила, расчет и учет, как мне видится, равны самой стоимости услуги по техобслуживанию домофона. И, тем не менее, она приходит ежемесячно.
Часть квитанций я получаю в личном кабинете Атомэнергосбыта и Ростелекома. Все остальные ресурсники настойчиво предлагают мне перейти на безбумажное обслуживание, и я даже задумалась об этом из любви к природе и деревьям, если бы не одно большое «НО».
Я должна десять квитанций каждый месяц скачивать из разных личных кабинетов или получить их в электронной почте среди общего спама. А за мои трудозатраты тариф на коммунальную услугу будет уменьшен? Ведь в каждом тарифе заложены затраты на выпуск и доставку квитанций.
Как показал моя практика, отсутствие бумажных квитанций создает сложность еще и в том, что становится тяжело восстановить историю платежей, делать пометки об оплате, контролировать переплаты или задолженности. Особенно в тех случаях, когда есть разногласия с ресурсником по оплате или начислению. Каждый раз скачивать квитанции за предыдущие периоды, чтобы восстановить хронологию событий - то еще удовольствие.
Получается, что для того, чтобы вести учет расходов за коммунальные ресурсы, необходимо обзавестись бухгалтерской программой, специальными знаниями и временем для постоянного учета. Моего терпения хватает на табличку в Excel на протяжении несколько лет. А моя подруга просто перестала платить за все эти услуги, потому что в них она разобраться не может, хотя сама с двумя высшими образованиями.
Проблемы с электронными квитанциями возникают и у любителей гаджетов. Для оплаты надо иметь два телефона или телефон с ноутбуком - QR код не считывается с экрана сам по себе.
Про рефрен помните? Он крайне актуален.
Контроль реквизитов и оплата
Еще нам каждый раз напоминают, чтобы мы контролировали реквизиты, по которым производится оплата. За эти полгода в Мурманске уже поменялись реквизиты на воду, капремонт и вывоз мусора - автоплатежи отключились самостоятельно. То есть их нужно снова вводить в систему вручную. А если квитанция электронная? Кто-нибудь пробовал с электронной квитанции вводить реквизиты? В целом возникает вопрос - почему нужно постоянно менять реквизиты банков, почему для разных домов ресурсники используют разные счета, почему их трудности с управленческим учетом создают трудности для обыкновенных жителей?
С оплатой квитанций история еще хуже. Вариантов, конечно, много: и почта, и банки, и личные кабинеты. Оно было бы прекрасно, если бы не 10 квитанций и разные договоренности у разного поставщика. Возникает дилемма - цена или время.
Если нет ни того, ни другого, а есть время и бумажные квитанции на руках, то приходится их сортировать - часть квитанций оплачивать в одном месте, часть в другом, и везде выстаивать очередь.Можно заплатить все в банковском приложении через автоплатежи, но чаще всего вместе с комиссией. Для работающего населения это не кажется такой проблемой, но у пенсионеров каждая копейка на счету. Если же платить через личные кабинеты ресурсников, то там можно сэкономить на комиссии достаточно существенно. Но для этого нужно владеть компьютером, и быть на «ты» с гаджетами.
История вопроса
Лет десять назад в Мурманской области была попытка переложить все расчеты за коммунальные услуги на управляющие компании. Ровно так, как предусмотрено законом. Была волна судов и банкротств многих управляющих компаний, потому что они не справились с финансовыми обязательствами. Все население вывели на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, и каждая из компаний стала решать проблемы своим способом.
Вопрос только в одном - почему нельзя воспользоваться современным передовым опытом столиц, и посмотреть, как у них это организовано. Ведь там тот же самый набор услуг, а квитанций в три раза меньше.
Дополнительные платежи
Ко всем этим платежам у многих людей ежемесячно еще добавляется ипотека, страховка, детские сады, кружки, мобильная связь, подписки и так далее. Вся наша жизнь превращается в одну сплошную кассу расчетов, где мы бесконечно платим, а за что конкретно - не всегда понятно.
Здесь хочется сделать лирическое отступление - какой еще вирус нужен, чтобы наши ресурсники поняли, что все можно делать проще, быстрее и удобнее для людей? Уж если с качеством и стоимостью коммунальных услуг не задалось, то хотя бы со способами оплаты - вдруг получится?
Как оплатить коммунальные услуги без комиссии
Единственное место, где принимаются все платежи без комиссии это «Почта Банк». Еще без комиссии можно заплатить в личных кабинетах и на сайтах самих ресурсников или в их клиентских залах. Все остальные случаи вариативны, и мы не смогли найти хоть какую-то закономерность. Поэтому собрали для вас ссылки на страницы, где описаны все возможные случаи оплаты коммунальных услуг.
За тепло и горячую воду мы оплачиваем квитанцию АО «Мурманская ТЭЦ», варианты оплаты можно найти здесь. Без комиссии АО «Атомэнергосбыт» платежи за электрическую энергию принимает в личном кабинете, на сайте и в мобильном приложении. Другие способы оплаты можно на этой странице. Узнать, где ООО «ЕРЦ» принимает платежи можно по этой ссылке. Напомним, что эта организация принимает платежи за воду.
ООО «Мурманоблагаз» организовал прием платежей на этой странице, а АО «Ситиматик» (вывоз мусора) вот тут.
За телефон, интернет и телевизор заплатить в ПАО «Ростелеком» можно здесь, а узнать где оплатить капитальный ремонт можно по этой ссылке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"Комментировать не надо": глава Мурманска Андрей Сысоев ушел в досрочную отставку. Андрей Сысоев добровольно сложил полномочия (Подробности)
К ЧИТАТЕЛЯМ
Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам:
Редакция 8 (991) 671-16-33, 8 (902) 035-12-31
Почта kpmurmansk@phkp.ru