Премия Рунета-2020
Мурманск
+8°
Boom metrics
Общество26 мая 2021 9:25

«Нам доверяют – это главное!»: Мурманскому центру «Лилия» исполняется 10 лет

Его сотрудники помогли и помогают сотням престарелых и больных северян
Прошлым летом сотрудники и подопечные «Лилии» отрепетировали юбилей отдыхом на природе.

Прошлым летом сотрудники и подопечные «Лилии» отрепетировали юбилей отдыхом на природе.

Лилия – нежный белый цветок, олицетворяющий чистоту. Но не в его честь получил свое название Мурманский центр помощи престарелым и больным людям. Его основательница Ольга Макаровская назвала в честь своей тети Лилии Васильевны Киселевой. Северяне постарше это имя помнят – первый врач-вирусолог в нашей области. 11 июля исполнится 10 лет, как «Лилия» протягивает руку помощи тем, кого жизнь испытывает на прочность. Приближаясь к важной дате, мы поговорили о пути, который прошел центр за эти годы, и попробовали заглянуть в будущее.

От одного человека – к сотням

«Тетушка» – так нежно говорит о Лилии Васильевне наша собеседница. Уважаемого врача, прекрасного специалиста и доброго человека в январе 2011 года подкосил инсульт. В Санкт-Петербурге врачи сделали трепанацию черепа и этим сохранили жизнь, хотя шансы на спасение были малы. Сложное хирургическое вмешательство и коварная болезнь не оставили шанса на то, что Лилия Васильевна сможет ухаживать за собой сама. Тогда ее племянница Ольга Рудольфовна приняла волевое решение увезти тетушку в Мурманск и посвятить себя ей. В свое время тетя с годика воспитывала племяшку - настало время вернуть ей всю любовь и заботу.

- Когда мы ехали в поезде, только ленивый не подошел и не задал вопрос о том, как ухаживать за такими больными, есть ли услуги в Мурманске, сколько стоят, как вообще я это воспринимаю, - рассказывает Ольга Макаровская. – Уже в городе я поняла, что даже с сиделкой не смогу жить и работать так, как раньше. Поэтому я ушла с работы. Тетя через полтора месяца должного ухода встала на ноги. А я поняла, особенно после множества вопросов от знакомых и незнакомых людей, что тема патронажной помощи в Мурманске стоит очень остро. И решила создать свою службу.

Сотрудники центра к подопечным относятся как к родным.

Сотрудники центра к подопечным относятся как к родным.

Не казенный дом, а семья

Во время разговора мы не один раз возвращались к мысли, что в нашей стране отдать близкого человека на попечение третьих лиц как-то стыдно и «неправильно». Есть такое мнение, что надо самим заботиться, как бы тяжело ни было, хоть ты тресни. И приходится женщине доказывать всему миру, что она может быть прекрасной мамой, идеальной женой, работником года, а еще ухаживать за пожилыми родственниками. А потом плакать в подушку от усталости и осознания, что не справляешься. И ладно бы, если речь идет только о пенсионерах, которые сами могут приготовить себе еду и не забудут выключить газ. Но что делать, если старость не в радость из-за болезней?

- Почти все наши подопечные сейчас – это больные с деменцией и после инсульта. Они как дети. Таких не берут в дома престарелых - только если в интернат для психохроников, куда большая запись и не все дожидаются своей очереди. Пожилым людям с деменцией внимание нужно круглосуточно, и родные далеко не всегда могут это обеспечить. Был у нас случай, когда дочка привезла лежачего отца, просила присмотреть, пока будет в отпуске. Мы его быстро поставили на ноги, он сам стал ходить, есть. А после отпуска дочка забрала его домой, на работе ее осуждали, что отдала отца чужим людям, и… он снова слег. Через две недели привезли обратно. Я сказала, что больше не отдадим, будем сами им заниматься.

И таких случаев за 10 лет накопилось много. Некоторые бабушки даже сами звонят в «Лилию» и просятся в пансионаты. Но берут не всех, в том числе вынуждены сотрудники центра отказывать, например, онкологическим больным: профиль социальных услуг не позволяет оказывать медицинские, а в борьбе с раком без сильнодействующих лекарств обычно не обойтись. Зато те пожилые северяне, кто попадает под крыло «Лилии», оказываются в настоящей семье.

- Я их правда люблю, - смеется в ответ на мою фразу: «Сколько тепла в вас, когда вы говорите о подопечных» Ольга Рудольфовна. – Есть у нас такие, кто все 10 лет с нами, кто-то, к сожалению, умер. Они все для нас - не только сами старики, но и их близкие - становятся как родные. Обязательно поздравляем друг друга со всеми праздниками, созваниваемся. Когда началась пандемия и посещения прекратились, мы родственникам столько фотографий и видео отослали! Постоянно на связи.

«Лилия» - это вторая семья, в которой есть и забота, и любовь, и уважение.

«Лилия» - это вторая семья, в которой есть и забота, и любовь, и уважение.

Тонкости подхода

До создания «Лилии» Ольга Макаровская работала с умственно отсталыми детьми. Пожилые для нее сейчас те же дети, просто мозг сыграл злую шутку со взрослыми и вернул их в детство.

- Некоторые новые сотрудники приходят и пытаются разговаривать с подопечными на «вы», отдавая дань уважения возрасту. Но из-за болезни те этого не понимают. Была у нас женщина, я к ней все: «Сашенька, Сашенька». А она постоянно удивлялась: «Это ты мне?». Они же вспоминают, как их в детстве называли. Так вот ее Шурочкой ласково звали, - улыбается Ольга Рудольфовна. – Всегда при поступлении обязательно узнаем, как пациента папа и мама звали, как в семье обращались. А еще у нас прозвища рождаются, например, Кудряшка Сью, Пупсик, Шиншилка, Полковник, Шурпупчик, Сашурик. Так нашим старикам легче.

Легче – это важное слово в работе сиделок и патронажных бригад. Причем для всех сторон. Тем, за кем ухаживают, хочется встретить закат жизни в любви и заботе. А тем, кто такие условия создает, важно не погасить в себе этот согревающий других огонек. Работать в «Лилию» приходят скорее по зову сердца. Конечно, и финансовый вопрос играет роль, но без широкой души задержаться не получится. Почти все сотрудники центра – это женщины от 38 до 65 лет, многие уже имеют опыт социальной работы, например, в школах, детских садах, больницах. Кто-то занят частично, например, посещает клиентов на дому, другие работают целый день в пансионатах. И абсолютно у всех добрые сердца и уста: с подопечными они шутят, болтают на разные темы, рисуют, заботятся.

- Вы знаете, у нас нет ни одного профессионального повара - на кухне работают женщины, которые просто любят готовить. Они подходят к делу с душой, еду делают и вкусной, и сбалансированной. Однажды меня спросили, почему у нас все, получается, в работе, а в государственных похожих учреждениях не всегда. Да просто у нас… дом! Попросила Люся селедочку – да без проблем! Закупили, привезли, приготовили селедку под шубой. Пусть не по расписанию, ну и что? – продолжает наша собеседница. – Перед Новым годом в каждый пансионат покупала огромную семгу, три раза в год – оленину. Свежие сезонные овощи – всегда! Кто из постояльцев может, помогает на кухне, чтобы не скучали.

В прошлом году коллектив центра решил провести репетицию своего юбилея и выбраться на природу - жаркое лето к этому располагало. Выехали за город, нажарили шашлыков, нагулялись в лесу. Дамы принарядились ради такого случая, все от души танцевали под советские песни. Потом еще две недели только и делали, что обсуждали, как все прошло, да рассматривали фотографии. А лежачим больным, которые не смогли поехать на пикник, привезли угощение.

Пожилым людям важно чувствовать, что они не остались один на один со своими недугами.

Пожилым людям важно чувствовать, что они не остались один на один со своими недугами.

От болезни не зарекайся

Сейчас в Мурманске работают три пансионата на 84 места: на улицах Софьи Перовской, Олега Кошевого и Зеленой. А начиналось-то все с 13 коек. В ближайших планах – открыть четвертое учреждение, ведь спрос на услуги по уходу растет. Наконец-то мы стали понимать, что просить помощи не стыдно.

Правда, хочется, чтобы северяне относились к работе «Лилии» с большей чуткостью. Отдельных зданий у центра нет, и пансионаты размещаются в жилых домах. На Кошевого и Зеленой в таком соседстве местные не видят ничего плохого, даже подарки приносят, например, цветы в горшках. А вот на Софьи Перовской иногда выходят на тропу войны. Не всем нравится, что рядом живут немощные.

- Мы все думаем, что такого с нами не случится, старость далеко. А ведь все может быть… Не надо зарекаться, - рассуждает Ольга Рудольфовна.

Еще одна ложка дегтя – многочисленные проверки, от которых так страдает малый и средний бизнес. Та же пожарная безопасность – вещь важная, кто бы спорил, особенно если речь идет об учреждениях, где содержатся дети и пенсионеры. Но требования к ней меняются так быстро, что сдать этот экзамен на «пятерку» вряд ли кто легко сможет.

Пандемия тоже ярких красок в работу «Лилии» не добавила. Пришлось отказаться от помощи медработников: и у них времени не стало, да и коронавирус занести страшно – подопечные центра находятся в зоне риска. Также на время приостановили уход за пациентами в больницах, хотя такая услуга очень востребована. Руководство «Лилии» заняло твердую позицию – своими рисковать не будем.

- Но что унывать - работаем! Со всеми трудностями справлялись и справляемся. Мы 10 лет цену не поднимали на наши услуги - только в этом году, из-за пандемии. Мера вынужденная, но обязательно со всем справимся, - уверена Ольга Рудольфовна.

В последнее время ошибочное мнение, что просить помощь – стыдно, удалось частично побороть.

В последнее время ошибочное мнение, что просить помощь – стыдно, удалось частично побороть.

Самое главное

10 лет за плечами - за это время сделано так много. Достижения эти выражаются не в деньгах, подсчет добрых дел идет не по головам. Тут аршином общим не измерить, можно только почувствовать, что кто-то ушел счастливым.

- Наше главное достижение за 10 лет? Хороший вопрос… - задумалась Ольга Рудольфовна под конец нашего разговора.

Ей на помощь пришли коллеги - и вместе они сказали:

- Люди доверяют нам. Они нам говорят: «Что бы мы без вас делали!». Это такая важная фраза.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ

Коллектив Центра помощи престарелым и больным людям «Лилия» благодарит всех, кто эти 10 лет был с ним. Это и работники, и северяне, которые доверили персоналу своих близких, и те, кто не остался в стороне от будней центра.

Центр регулярно получает благодарности от родственников своих подопечных.

Центр регулярно получает благодарности от родственников своих подопечных.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПИСЬМО-БЛАГОДАРНОСТЬ

Это коллективное письмо-благодарность всем сотрудникам пансионата «Лилия» для престарелых и больных людей, нуждающихся в оказании необходимой помощи, присмотре и уходе.

Наши близкие родственники, матери и отцы, сыновья и дочери, внезапно ставшие беспомощными, испытывают необходимость в ежедневном и ежечасном внимании, чтобы продолжать жить на этой земле.

И такой профессиональный, внимательный, человеческий уход, как оказалось, может предоставить пансионат «Лилия».

Заботливые женщины – работники пансионата, которые моют и переодевают, кормят и решают физиологические проблемы наших родственников, заслуживают самых добрых и теплых слов благодарности.

Беда и болезнь могут прийти в любой дом. И это случилось с близкими и родными нам людьми.

Наши квартиры не позволяют создать нормальные условия для совместного проживания с больными людьми. Нам невозможно оставить работу. А постоянный уход и внимание больным людям необходимы каждый день и час, из которых складываются недели, месяцы и годы… У многих из нас близкие живут в пансионате годами.

В любое время, когда бы мы ни посетили наших родственников в пансионате, всегда видим их чистыми, сытыми и ухоженными. Им всегда приготовлена полноценная еда и оказана патронажная помощь, а главное – забота и внимание.

Центр помощи престарелым и больным людям «Лилия» – это не просто профессиональная патронажная служба, это круглосуточный качественный социальный уход с питанием и проживанием, наблюдение за состоянием здоровья, а в случае необходимости – оказание скорой медицинской помощи.

На протяжении всех лет ко всем, кто проживает в пансионате, мы наблюдаем только доброжелательное отношение, оказание услуг в полном объеме и надлежащего качества.

Особые слова благодарности директору Автономной некоммерческой организации «Центр помощи престарелым и больным людям «Лилия» Ольге Рудольфовне Макаровской.

Для всех нас пансионат «Лилия» – это душевное равновесие и спасение в нашей жизни!

Фото из архива центра «Лилия».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Старые вещи во благо: В Мурманске пройдет «Гаражная распродажа». Собранные на мероприятии деньги помогут людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (Подробности)

К ЧИТАТЕЛЯМ

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам:

Редакция 8 (991) 671-16-33, 8 (991) 670-27-30, 8 (902) 035-12-31

Почта red@kpmk.ru

Отдел добрых делИнтересное