Досуг22 апреля 2015 11:33

«Большая игра»

13-летний стрелок из лука

«Большая игра» (режиссер Ялмари Хеландер)

В лапландских лесах готовится к традиционному для здешних краев обряду инициации юный Оскари. Чтобы стать охотником и продолжить дело отца, малец в день своего 13-летия должен в одиночку добыть ценный трофей – оленя или лося. На все про все – сутки, а из оружия – лук да стрелы. Тапио (отец новичка) сильно переживает за отпрыска, ведь тому сильно не достает навыков и физической мощи, а из преимуществ – одно лишь желание. Однако «добыча» сама нашла юного героя. Катапультировавшийся из подбитого террористами самолета президент США рухнул в спасательной капсуле аккурат в те края, где затеял свою охоту Оскари. Бесстрашный мальчонка и комичный глава государства забавным образом находят общий язык и договариваются действовать сообща, чтобы выбраться живыми и невредимыми из наметившейся крупной заварушки…

Ах, Ялмари Хеландер, ну каков наглец! В прошлой своей ленте («Санта на продажу») демонизировал Йоулупукки, представив рождественского дедушку кровожадным монстром, в нынешней же - загнал янки-президента бегать в одном ботинке по лесной глуши в компании чумазого мальчонки. И если смелость города берет, то киношная дерзость нередко покоряет страны.

Мы уже, помнится, не раз заводили разговор на тему: «Североевропейские режиссеры, как голливудский тренд последних лет». Проявив себя на Родине звонкими хитами, получили звонки от боссов с «Фабрики грез» создатели «Операции «Мертвый снег» и «Охотников за головами», «Железного неба» и «Охотников на троллей», «Кон-Тики» и «Шальных денег», «Впусти меня» и «Девушки с татуировкой дракона» (все это делали разные режиссеры, если что). Есть большие основания полагать, что Ялмари Хеландеру не стоит далеко отходить от телефона. И пусть нынешняя картина является копродукцией Великобритании, Германии и Финляндии, наличие в кадре голливудских звезд (калибра Сэмюэля Л.Джексона и Джима Бродбента) недвусмысленно намекает, что за успехами уроженца Хельсинки в солнечном Лос-Анджелесе следят внимательно. При очевидном кризисе идей в современном «большом кино» (отсюда такое количество ремейков, сиквелов и спин-оффов) за оригинальные, пусть даже и сумасбродные замыслы, продюсеры хватаются, как за спасительные соломинки, что помогут выползти из болота тривиальности.

Одними из тех, кто поверил в возможность интернациональной конвертации таланта Ялмари стали маститые англичане Алекс Гарланд и Уилл Кларк. Первый сотрудничал с Дэнни Бойлом, как сценарист («Пляж», «28 дней спустя», «Пекло»), а сейчас сам занялся режиссурой («Из машины»), второй – поделился деньгами на хиты независимого британского кино («Ботинки мертвеца», «Это - Англия», «Четыре льва», «Чужие на районе», «Грязь»). Алекс и Уилл, с еще десятком продюсеров, решились вложиться и сейчас. Собранные общими усилиями скромные по нынешним меркам 8,5 миллионов баксов были потрачены с умом. Эффектно и эффективно.

38-летний Хелландер в своей второй полнометражной картине взялся фантазировать, словно безусый школьник, мечтающий спасти мир, чтобы покорить сердце соседки по парте. Разве, что придуманный им Оскари в «Большой игре» первее всего хочет не огорчить папу, не важно какие подвиги для этого придется совершить. По манере и настроению воплощения задуманного все происходящее на экране нередко напоминает раннего (ну, почти раннего) Спилберга. Причем, как в его режиссерских («Индиана Джонс и Храмы судьбы», «Инопланетянин», «Капитан Крюк»), так и в продюсерских («Молодой Шерлок Холмс», «Балбесы») проектах.

«Большая игра» - едва ли не подростковое кино, однако такое, что всерьез рассчитано и на взрослых. Добрый, умело поданный, пусть отчасти примитивный, юмор; в меру неправдоподобный, но цепляющий экшен; наличие карикатурных, но не картонных персонажей. Весь этот клубок «спланированных несовершенств», смотанный при помощи дерзковатого сюжета, выкатывается на верную дорожку. К слову, полноценным соавтором успеха стала дивная природа… Баварии (а вот не нашлось в Лапландии необходимого по сюжету сочетания гор и лесов), с любовью поданная зорким оком Мики Орасмаа, блеснувшего ранее в работе над «Железным небом» и «Сантой напрокат».

Ну и, бесспорно, значительной долей обаяния лента обязана дуэту С.Л.Джексона и Онни Томила. И если 66-летнему вашингтонцу не привыкать надевать маску эксцентричного чудака и смеяться над собой, одновременно оставаясь крутым чуваком, то юный Онни, кажется, и не лицедействует вовсе, а убедительно живет своей привычной жизнью. Племянник режиссера (Хелландер признался, что снимает родственника и за талант и за то, что видит в нем на экране воплощение себя) по-детски искренен, непринужден и бескомпромиссен. Тандем громилы Джексона и малыша Онни – еще одна стрела «Большой игры», пущенная в цель. И таких точных выстрелов – более, чем достаточно. Удачно поохотились.

P.S. При просмотре невольно всплывает в памяти «Семилетний стрелок из лука» Евгении Пация (весьма популярная книженция среди заполярных школяров в начале 90-х). И, что любопытно, канва главного рассказа сборника в некотором роде перекликается с сюжетом «Большой игры». Вот что значите попадание в целевую аудиторию. Ага, Ялмари, мы тебя раскусили!