Досуг18 апреля 2015 12:20

"Реальные упыри"

Укусно

«Реальные упыри» (режиссеры Джемейн Клемент и Таика Вайтити)

В канун мистического «Маскарада нечисти» новозеландские документалисты зарулили в логово веллингтонских вампиров дабы сварганить видеозарисовку о жизни кровососов. Весьма гостеприимные хозяева, младшему из которых перевалило за 180, провели киношников в свое закулисье, рассказав о радостях и горестях быта «детей ночи». Виаго, Дикон и Владислав живут под одной крышей в весьма приличном частном доме (есть еще и четвертый сосед – Петир, но он настолько стар, что изредка просыпается лишь для того, чтобы перекусить, сами догадайтесь чем). Элегантное вампирское трио: просыпается строго после 18.00, спорит, кому мыть залитую кровью посуду, ходит по дискотекам и кабакам, устраивает специфические разборки с гопниками-оборотнями и ищет свежую кровь (на свиданиях с девственницами, например)… Вы думаете быть вурдалаком – это весело? Да, вы правильно думаете!

Если уж австралийское кино на российских больших экранах – явление спонтанное (хотя последние полгода грех жаловаться: «Искатель воды», «Бабадук», «Ровер», «Патруль времени»), то чего говорить об его «младшем брате». Назовите навскидку пятерку последних вами виденных новозеландских картин, а я пока заварю кофе, уберусь в квартире и сгоняю в продуктовый. Как видите, моя миссия оказалась более выполнимой, чем ваша. Не переберись Питер Джексон в Голливуд в 1996-м, и дело могло бы обстоять другим образом. Хотя, кто бы тогда занимался киноадаптацией богатого наследия Толкиена?

Стоп. Что-то мы отдалились от темы.

Итак, новозеландская псевдодокументальная комедия о старомодных вампирах из Веллингтона. Уже на бумаге такой расклад выглядит веселенько. Результат же превосходит любые ожидания (особенно если учитывать, что мало кто чего-то от картины ждал). Джемейн Клемент и Таика Вайтити расстарались на славу, подарив публике уморительную историю с наивным и сногсшибательным черным юмором, каких мы, сдается, не видывали давно. Парням можно похлопать посильнее, учитывая, что они не ограничились режиссерскими функциями, а еще и сочинили все это головокружительное безобразие, спродюсировали и сыграли в нем главные роли (Владислава и Виаго, соответственно).

«Реальные упыри» подкупают своей изобретательностью, хотя ничего революционного в кадре не происходит. Псевдодокументалистикой нынче занимаются все кому не лень, увы, зачастую скрывая за дерганой ручной камерой кризис идей. А вот у Клемента с Вайтити в плане идей – полный порядок. И всего-то надо – показать бытовую изнанку быта вурдалаков, коих, по большей части, тревожат те же заботы (ну почти те же), что и простых смертных. Все это сделано с такой любовью к персонажам, что не проникнуться этой любовью не сможет даже самый черствый циник. Шутя порой на весьма скользкие темы, создатели ни разу не скатываются в пошлость, проявляя себя крайне остроумными товарищами, не дающими зрителю заскучать ни на минуту.

Зажигательный, подчеркнуто балканский (неряшливо-почтительный привет Трансильвании и ее главному обитателю) саундтрек (в нем нашлось место и нашему «Ленинграду», например) напоминает о временах славных балаганов мистера Кустурицы, который вполне мог снять что-то подобное, родись он в Новой Зеландии.

Значительная часть картины сделана в нарочито любительском стиле (даром что псевдодокументалка), но эта дешевизна (типа бутафорской крови и спецэффектов уровня кружка «Юный техник») лишь добавляет обаяния и непосредственности дивной ленте. Упомянутый Джексон тоже с юмористического трэша начинал, а вон гляди, чем все в итоге обернулось.

Можно (по не знанию) взять и пропустить «Реальных упырей». Но лучше не рисковать. А то ведь эти чуваки найдут и сделают вас бессмертными. Знаете, каким образом, да?