Досуг7 апреля 2015 11:14

«Искатель воды»

Вдоволь напиться

«Искатель воды» (режиссер Рассел Кроу)

Трое сыновей, живущего в австралийской глубинке фермера Джошуа Коннора, бесследно пропадают на полях Первой мировой, во время кровопролитной битвы при Галлиполи. Их мать, не справившись с горечью утраты, сводит счеты с жизнью. Вдовец, славящийся даром находить очаги воды в пустынных австралийских землях, отправляется в Турцию, дабы окончательно прояснить судьбу детей. Жители проигравшей войну Османской империи, мягко говоря, не рады чужаку. Но Коннор намерен выполнить свою отцовскую миссию до конца. Назад дороги попросту нет.

25 апреля вековой юбилей битвы при Галлиполи будут широко отмечать в Турции, Австралии и Новой Зеландии. Для янычаров это день национальной гордости, для государств Океании – день поминовения. Событиям вековой давности и их последствиям и посвящен новый проект Рассела Кроу.

Режиссерские дебюты актеров – история всегда любопытная. Особенно, когда речь идет о голливудских звездах первого эшелона. Заглядывать далеко в прошлое не будем, но только в уже наступившем веке немало лицедеев впервые опробовали: каково оно кресло постановщика. В этом году дебютируют Райан Гослинг и Натали Портман, в прошлом – состоялись премьеры у Джозефа Гордона-Левитта и Киану Ривза. Ранее опыт съемок приобрели Рэйф Файнс и Томми Ли Джонс, Николас Кейдж и Джонни Депп, Роберт Де Ниро и Аль Пачино, Итан Хоук и Эдвард Нортон. Более десятка (!) преимущественно фестивальных малобюджеток (на главные роли прозорливый постановщик брал самого себя) набралось за 10 лет у резвого Джеймса Франко. Ну а, глядя на примеры Бена Аффлека, Анджелины Джоли, Джорджа Клуни, которые в 21 веке заглянув в режиссуру, смотрятся там едва ли не предпочтительнее, чем в своем основном амплуа (в случае с Беном так точно), нынешний старт Кроу может вылиться во что-то большее, нежели просто проба пера из любопытства. Неупомянутые Мел Гибсон и Бен Стиллер (они просто начали в еще в 90-х) вон тоже с режиссурой не частят, хотя стреляют редко да метко.

Что ж, если отмечающему нынче 51-летие австралийцу удастся рациональное совмещение двух ремесел, недовольных не будет. Тем более что дебют у Кроу выдался небесталанным. В значительной степени рискуя, Рассел стартовал не с камерной инди-драмы, неприятие которой в случае чего можно было списать на неразборчивость публики, а с весьма масштабной исторической постановки, чей возможный громкий провал мог бы надолго отбить желание соваться в профессию. В таких лентах он и сам играл и не раз («Гладиатор», «Хозяин морей», «Робин Гуд»), вот и впрягся в знакомую телегу.

Обладая довольно скромным бюджетом (всего 12 миллионов долларов), начинающий режиссер умело создал иллюзию большой голливудской постановки. Доверив камеру Эндрю Лесни (постоянный соратник Питер Джексона, делавший с ним и «Властелина колец», и «Хоббита», и «Кинг Конга») Рассел определенно сделал верный выбор. «Искатель воды» - это, конечно, не «Лоуренс Аравийский» или «Спасение рядового Райана», но художественное влияние их не отметить невозможно. Равно, как и то, что вокруг Кроу наверняка витал дух хрестоматийного «Галлиполи», посвященного тому безрадостному для Австралии фрагменту истории.

Расселу удалось избежать оценочных суждений в отношении тех драматичных дней в апреле 1915-го, сместив акцент с политического противостояния держав на поиски хрупкого взаимодействия простых смертных из разных миров и культур. Потому неудивительно, что стамбульчанку у него убедительно (как влитая) играет украинка Ольга Куриленко.

Фото: Film.ru

Фото: Film.ru

А иные лидирующие роли почти равномерно распределены между австралийцами и турками. Скупой на эмоции вдовец (его, как вы догадались, сыграл сам Кроу) является своего рода водоразделом, между этими двумя мирами. Подобным столпом с турецкой стороны выступает умудренный опытом майор Хасан (точное попадание в образ уроженца Анкары Йылмаза Эрдогана).

«У каждого своя правда» не раз проговаривает Кроу-режиссер, заставляя проникаться этой избитой, но актуальной истиной Кроу-актера.

Будь у ленты более вменяемый сценарий (а избегать серьезной ответственности за обрыв сюжетных линий сценаристы Эндрю Анастасиос и Эндрю Найт умудряются за счет многочисленных флэшбэков), она значительно подросла бы в табели о рангах. Хотя и так умеренной похвалы она заслуживает и даже очень. Австралийская киноакадемия, к слову, поделила звание лучшего фильма года между «Искателем» и «Бабадуком» (там вообще удивительно разножанровая компания собралась, среди номинантов были еще «Ровер» с «Патрулем времени»). И пусть в истории «The Water Diviner» будет значиться в первую очередь, как дебют Рассела Кроу, нежели просто хорошая картина, такая запись в анналах тоже сгодится.