Досуг17 марта 2015 22:00

"Робот по имени Чаппи"

Урри, где у него кнопка?

«Робот по имени Чаппи» (режиссер Нил Бломкамп)

Ученые Йоханнесбурга совершают мини-революцию, обеспечивая город, где преступность цветет и пахнет, армией роботов-полицейских. Механизированные стражи порядка доставляют немало хлопот южноафриканским бандам. Трио гангстеров (Ниндзя, Йо-Ланди и Америка) решает, что робокопов можно приструнить, добравшись до их пульта управления. Для этого мафиози похищают вундеркинда Деона Уилсона, который и трудился над созданием умных машин. Троицу ждет двойная удача. Вместе с ученым в их распоряжении оказывается и наделенный искусственным интеллектом робот. И если Деон надеялся пробудить в Чаппи (такое имя за сходство с собачкой дала ему Йо-Ланди) дар созидания, то Ниндзя намерен вырастить настоящего гангстера…

Многообещающий полнометражный дебют («Район №9») в определенной степени сыграл злую шутку с режиссером Нилом Бломкампом. Теперь от него ждут чего-то не менее убедительного, но повторить успех шестилетней давности пока не получается. Дорогостоящий (115 миллионов $ бюджета) «Элизиум: Рай на Земле» был хорош антуражем, но как фантастический боевик пробуксовывал основательно. «Чаппи» обошелся создателям в 2,5 раза дешевле, однако тоже оставил много вопросов.

Вернув действие (как и в «Районе №9») на улицы родного Йоханнесбурга (в «Элизиуме» события разворачивались в Лос-Анджелесе) режиссер вновь попал в свою стихию, задышал знакомым воздухом. Казалось бы, вот она почва для ренессанса. Но засевать эту почву особо нечем. Скелет сюжетной конструкции оказывается недостаточно крепким. Не будем вспоминать «Робокопа», «Короткое замыкание» или «Приключения Электроника» (хотя при просмотре аналогии невольно приходят на ум), Бог с ними. Ну, видели мы нечто подобное, видели. Так ведь сверхоригинальных сюжетов нынче днем с огнем. Дело не в этом. Хуже – то, что «Чаппи» не выглядит полнометражным полотном. Мы словно смотрим пролог киносериала, где происходит лишь знакомство с персонажами. Оттого поступки их просты и примитивны, и характеры прописаны легким пунктиром.

Музыкантам из Die Antwoord (они не только вошли в кадр, но и подарили несколько трэков картине) Ниндзя и Йо-Ланди в этом плане и вовсе напрягаться не пришлось. По сути, на экране кейптаунские хип-хопперы играют самих себя – эксцентричных фриков, воспевающих реалии южноафриканского гетто.

Потуги быть серьезными на их фоне у Хью Джекмана, Дева Пателя и Сигурни Уивер (все они – ученая братия, а индиец играет создателя умного робота) получаются не слишком убедительными.

Лишенное внятного сценария и, как следствие, вменяемых актерских работ, кино спасается за счет того, чье прозвище красуется в заголовке. Тот самый Чаппи. Наивный и доверчивый персонаж, непосредственный и неискушенный, как малое дитя. В этого трогательного робота влюбляешься беззастенчиво и без промедления.

Созданному по технологии захвата движения (motion capture) анимированному герою свою пластику и голос позаимствовал Шарлто Копли. Южноафриканец в буквальном смысле одушевляет симпатичную железяку, а уровень достоверности его работы сравним со стараниями Энди Серкиса в образе Горлума или отряда синекожей братии в «Аватаре».

И вот этот козырь сильно помогает Бломкампу. Актер и режиссер дружат более 20 лет (более взрослый Шарлто помогал подростку Нилу делать первые шаги в кино). За это Бломкамп поблагодарил кореша главными ролями во всех трех своих картинах. И в каждой из них Копли был самой яркой фигурой. Эта химия в творческих взаимоотношениях актера и режиссера становится залогом успеха не самого успешного в целом фильма. На горизонте у Блокампа маячит «Чужой-5» и, кажется, имя одного джокера в этой киноколоде мы с вами уже знаем.