Досуг12 марта 2015 12:36

"Снайпер"

Коробка боли

«Снайпер» (режиссер Клинт Иствуд)

Научившись метко стрелять в раннем детстве из подаренной отцом винтовки, техасец Крис Кайл еще не знал, что это предопределит его судьбу. Помыкавшись по родео, парень решает попробовать свои силы в армии. Крис проходит отбор в отряд морских котиков. Зарекомендовавший себя отличным стрелком боец получает распределение в Ирак. Накануне судьбоносной командировки Кайл знакомится с красоткой Таей, которой суждено стать его невестой. Участие в боевых действиях закрепляет за ним звание снайпера от Бога, которого противники, впрочем, кличут Дьяволом. От его пуль гибнут десятки неприятелей (в общей сложности более двух сотен) и Крис раз за разом возвращается в Ирак, чтобы отправить на тот свет еще больше…

Глядя на новую работу Иствуда, никогда не скажешь, что славному старику в последний день весны стукнет 85. Он по-прежнему снимает настоящее мужское кино, без вздохов, наставлений и брюзжания. Кажется, что «Снайпера» сделал дерзкий дебютант, полный молодецкого задора, которого достоверность картинки волнует едва ли не больше закадровой философии.

Иствуд убедительно показывает, каким наркотиком может стать война для человека, чьим нравственным ориентиром является четкое деление на: свой и чужой. Поэтому возвращаясь в Штаты к своим (жене и детям), Крис каждый раз нескрываемо ждет новой командировки в Ирак, где хозяйничают чужие. Стрелять он умеет лучше всего на свете, вот и стреляет. Забывая любить.

И поэтому «Снайпер» - конечно, никакое не воспевание американской военной политики. Напротив, лента пронизана антимилитаристским пафосом. Маниакальная целеустремленность лишать людей жизни вряд ли может преподноситься, как достижение той или иной армии. Стрелковые подвиги Кайла нивелируются его жизненными промахами. Режиссер не сочувствует герою, он скорее сильно его жалеет. А еще больше жалеет семью Криса, которую боевые достижения отца и мужа не вдохновляют, а тянут в пучину.

Говоря о «Снайпере», трудно не провести параллелей с «Повелителем бури» 2010-го, который был в сущности посвящен все той же одержимости войной и не умении найти себя в мирном быту, с одной лишь разницей, что герой (сапер) спасал жизни, а не убивал. И в этом сравнении больно ранит ленту Иствуда сценарий Джейсона Холла (две его предыдущие работы «Бабник» и «Паранойя» критике не поддаются), частично основанный, кстати, на мемуарах самого Кайла. Дуэль двух снайперов (а иракская часть картины посвящена во многом именно этому противостоянию) лишена особого азарта и в какой-то момент попросту заставляет зрителя позевывать. Военная половина история снята натуралистично, но с малой долей пробуждения зрительской сопереживательности. В «Повелителе» столь же (а то и более) достоверном, бои были важной частью сюжетного фундамента. Оттого лента Бигелоу и смотрится выигрышнее (итоговые «оскаровские» расклады - 6 статуэток у «The Hurt Locker», против одной у «American Sniper» - не причем). Хотя зритель долларом голосует за Иствуда («Снайпер» стал самым кассовым фильмом 2014-го в США, уже сейчас собрав в 10 раз больше, чем 4 года назад «Повелитель»).

Оставив арифметику в покое, воздадим должное Брэдли Купер, сыгравшему, пожалуй, свою лучшую роль в карьере и получившему третью подряд (вот опять подсчеты) номинацию на «Оскар». Вжился Брэдли так, что за его психическое здоровье иногда становилось просто страшно. Кстати, Купер вложился в «Снайпера» и как продюсер, так что снял сливки дважды. Вот бы знать какой из вкладов (актерский или денежный) он сам считает более существенным?

Ну а то, что лента заслужила столь долгих разговоров, говорит лишь об одном – отличной форме ее создателя. Не стареют душой ветераны. Подзадержитесь с уходом на пенсию, Клинт. Мы еще повоюем.