Досуг27 февраля 2015 13:05

"Вселенная Стивена Хокинга"

По теории вероятности

«Вселенная Стивена Хокинга» (режиссер Джеймс Марш)

20-летний Стивен Хокинг, недавно закончивший Оксфордский университет, рассчитывает защитить докторскую пор астрономии, но уже в Кэмбридже. Здесь талантливый юноша знакомится с симпатичной студенткой Джейн Уайлд, изучающей историю искусств. Одновременно увлеченный прекрасной пассией и наукой, Стивен готовится к великим открытиям, однако внезапный недуг наносит страшный удар по его организму. Одновременно с успехами на научном поприще, Хокинг вынужден бороться с собственным телом, которое отказывается слушать молодого гения. Самоотверженная Джейн не бросает превращающегося в инвалида ученого, воодушевляя Стивена на новые революционные открытия...

«Несломленный», «Охотник на лис», «Игра в имитацию»... Количество биографических драм на экранах страны в последние несколько недель буквально зашкаливает. Объяснение этому находится впрочем довольно быстро, все эти ленты являлись участниками «оскаровской» гонки. Номинации же всегда подогреваются интерес к фильмам, на которые в иной раз зритель мог бы и не обратить внимания.

Еще одним байопиком, вышедшим в наградной сезон (и неплохо озолотившемся), является «Вселенная Стивена Хокинга» (очередное спасибо прокатчикам, модернизировавшим элегантное название «Теория всего») о нашем современнике, выдающемся ученом, недуг которого не менее знаменит, чем его научные труды.

«Вселенная» - прежде всего актерское преодоление Эдди Рэдмейна, которого еще 9 лет назад Роберт Де Ниро во время совместной работы над «Ложным искушением» назвал одним из самых перспективных актеров поколения. 33-летний лондонец выданные авансы оправдывает (нынешний врученный «Оскар» лишь подтверждение набранных оборотов). Смотреть за Рэддмейном в роли Хокинга — одинаково увлекательно и тяжело. Физические мучения, преодолеваемые героем, наблюдаешь не без чувства неловкости (и ты — здоровый, и ему помочь нечем). Режиссер постарался показать это в нужной пропорции натуралистично, но смотрибельно. Сделавший себе имя на поприще кинодокументалистики Джеймс Марш знает толк в правильной дозировке. Прославившие его «Человек на канате» и «Проект Ним» были отмечены ворохом наград и при этом получились очень зрительскими. В свою очередь в предыдущей художественной картине - «Тайный игрок», Марш занимался исследованием природы ирландского терроризма с такой скрупулезностью, словно это не кино для большого экрана, а документальный проект для телевидения.

«Вселенная» - не такая. Мелодраматическая основа перебивает публицистическую. И в этом немалая заслуга очаровательной Фелисити Джонс, показывающей, как непросто могло бы быть Хокингу, не окажись на его пути любящей женщины, жертвовавшей своими интересами ради мужчины.

Вот так получился фильм о достижениях, который, увы, не рассказывает всех причин этих достижений. И это главная проблема, как этой ленты, так и многих собратьев – биографических драм. Ровно такая же история, как и с недавней «Игрой в имитацию», не раскрывающей тайну натуры Алана Тьюринга. Сценарий «Вселенной» – самое слабое его место. Ведь и поставлен он по биографической книге Джейн Хокинг, в которой она, безусловно, оказалась крайне субъективной (а кто бы не оказался?). Сложно говорить честно о себе.

Это больше кино о подвиге человека, нежели о подвиге ученого, о деятельности говорится достаточно опосредовано. Понять суть гениальности Хокинга из ленты не получится, при всем уважении к самоистязанию Рэдмейна, очарованию Джонс и дотошности Марша.