Досуг12 февраля 2015 0:52

«Игра в имитацию»

Математически

«Игра в имитацию» (режиссер Мортен Тильдум)

1939 год. Фашистская Германия развязала вторую мировую, хозяйничая на суше и на море. Способствует успехам нацистов наличие шифровальной машины «Энигма», позволяющей кодировать военные сообщения и всегда быть на шаг впереди обороняющихся сторон. Британская разведка формирует группу одаренных товарищей, которые могли бы читать секретные немецкие послания. Главным назначен 27-летний математик Алан Тьюринг. Кажущийся коллегам чудаковатым и странным, он настойчиво идет к цели. Тьюринг решает, что нужно не ломать головы над кодами самим, а сконструировать для этого машину, способную сделать вызов «Энигме»…

Голливуд любит ловить в свои сети европейских режиссеров, блеснувших интернациональными хитами. Норвежец Мортен Тильдум – не первый и не последний в этом конвейере. Успешно экранизировав в 2011 году роман соотечественника – Ю Несбё, Мортен мигом попал в прицел продюсеров с «фабрики грез». Приглашения пришлось (невольно) ждать чуть больше года. В 2013-м настала пора браться за еще одну экранизацию – переносить на большой экран биографию Алан Тьюринга.

Имя идеолога теории искусственного интеллекта знакомо далеко не каждому отечественному зрителю. С другой стороны и математик Джон Нэш (герой «Игр разума») был у широкого круга публики не на слуху до выхода оскароносного хита Рона Ховарда. Тут главное КАК рассказать. Персоны то для жизнеописания зачастую берутся крайне неординарные. Повествуй о них небанально и, считай, полдела сделано.

«Охотников за головами» (как, к счастью, и многое, приходящее к нам в последние годы из Северной Европы, кино) в банальности не заподозришь нисколечко. У Тильдума получился приключенческий триллер с элементами черной комедии, который мог бы не затеряться в коллекции братьев Коэнов.

Рассказывать о шифрах и кодах норвежец берется также увлеченно. Завязка ленты с детективной составляющей обещает нетривиальный рассказ. И в первой ее половине режиссер убедительно развивает приключенческую линию, в производстве которой набил руку на тех самых «Охотниках».

Бенедикт Камбербетч, играющий Тьюринга, словно бы просто сменил декорации «Шерлока», не меняя при этом образа непредсказуемого, чудаковатого гения. Это его среда, его вотчина.

Но вот тут следует вторая половина ленты, разыгранная по канонам классического голливудского байопика. И тут даже Камбербетч не помощник. Оказывается Тильдум не такой уж и мастак в смешении жанров. По крайней мере в данном случае. Слезовыжималка резко контрастирует с ранее показанным, создавая конфликт восприятия. Лента хочет казаться нечто большим, чем захватывающая остросюжетная история, вываливаясь на дорогу большой драмы. Забыв водительские права дома.

И уже не совсем ясно о чём кино, то ли об увлекательном проекте, то ли о несчастной личной жизни, до конца непонятого, гениального математика. Попытка связать оба повествования - не кажется убедительной. Решив играть по предложенным правилам, создатель загнал в цейтнот сам себя. Вот и приключилась имитация. Нескучная. И не более.