Досуг2 февраля 2015 22:00

"Охотник на лис"

Олимпийское неспокойствие

«Охотник на лис» (режиссер Беннетт Миллер)

1987 год. Борец Марк Шульц самоотречённо готовится к Олимпиаде в Сеуле. Помогает ему старший брат Дэйв. 3 года назад оба (в разных весовых категориях) выиграли золото Игр-1984 в Лос-Анджелесе и надеются повторить успех. Помимо спорта в жизни Марка ничего не существует, в то время как Дэйв счастлив в браке и воспитывает двух детей. Однажды Шульцу-младшему поступает предложение от миллионера Джона Дюпона. Богач уговаривает Марка тренироваться в его поместье «Охотника на лис», где созданы все условия для хорошей подготовки к Олимпиаде. Не хватает там только Дэйва, который не готов менять насиженное место. Попытки уговорить его не оборачиваются успехом. Тогда Дюпон убеждает Марка, что тот сможет справиться и без брата, тень которого мешает молодому борцу развиваться. Эксцентричный магнат заботится о молодом борце, почти как о собственном сыне, и молодой борец попадает под влияние Джона. Как заблудшая овца он идет за поводырем, не предполагая, какие последствия может иметь эта слепая вера…

Путь спортсмена сродни пути творческой личности. Одного таланта и трудолюбия порой бывает недостаточно, чтобы достичь успеха. Зачастую нужна еще и некая внешняя поддержка (преимущественно психологическая), которую ранимый талант готов принять даже от убедительного проходимца. «Охотник на лис» рассказывает как раз такую историю, выводя на авансцену вслед за молодым дарованием фигуру одиозного покровителя. Глядя на творение Беннетта Миллера, можно провести невольные параллели с «Мастером» Пола Томаса Андерсона, где неокрепший духом «ученик» тянется к псевдоуителю, проходя путь от боготворения к неминуемому бунту. Обе ленты, к слову, удостоились режиссерских призов на Канском и Венецианском фестивалях, соответственно.

В своей третьей работе в качестве постановщика Миллер вновь берется за биографию. В «Капоте» шел рассказ об эпизоде из жизни выдающегося писателя-прозаика, в «Человеке, который изменил все» - о неординарном менеджере бейсбольной команды. «Охотник на лис» повествует о реальной истории миллионера Дюпона и братьев Дэйва и Марка Шульца.

Сценаристы уплотнили развитие событий, изменив время действия. В реальности подготовка шла к Олимпиаде-96, Дэйв трудился у Дюпона не один год (в ленте – несколько месяцев), а Марк в команде уже не состоял. Эти сценарные вольности искажают картину повествования (отдельные фрагменты взаимоотношений главных героев вызывают закономерные вопросы), однако режиссерская рука Миллера, как может, сглаживает указанные шероховатости. Планомерно нагнетая обстановку внутри кадра, акцентируя внимание на чертах характера персонажей, он готовит почву для трагедии о нереализованных возможностях. При таком подходе история уходит в абстрактную плоскость: подобное могло произойти не с реальными Дюпоном и Шульцами, а в монгольской сборной по керлингу. Здесь куда важнее образы.

И вот к их воплощению на экране вопросов не возникает. Комик Стив Кэрэлл, загримированный в Дюпона до неузнаваемости, являет миру столь демоническую натуру, что в его гипотетической дуэли с Ганнибалом Лектором сложно было бы расставить ставки. Перевоплощение Ченинга Татума (Марк) из туповатого качка… в туповатого качка с амбициями, у которого черт знает что на уме – поражает не меньше. Марк Руффало (Дэйв) в свою очередь держит свою привычную высокую планку (заданную на «Зодиаке» Финчера), уравновешивая парад социопатов, единственным в триумвирате здравомыслящим персонажем.

Что ж, возможно Миллеру пришла пора переключить внимание с байопиков на истории с целиком выдуманными персонажами. Тем более что взаимодействие с актерами и результат, как спортивный (6 «ролевых» номинаций на «Оскар» для 6 разных исполнителей в трех фильмах), так и чисто художественный (под контролем режиссера артисты выжимают из себя по максимуму) у Беннетта блестят, как медаль. Осталось наладить контакт с «писарями» да расчищать полку для трофеев.