2016-08-24T02:32:15+03:00

Мурманский календарь 11 ноября. Базу авиаотряда из Мурманска перенесли в Тик-губу

В этот день 78 лет назад – 11 ноября 1936 года – было принято решение сформировать в поселке Тик-Губа на озере Имандра первый на Кольском полуострове авиационный отряд Гражданского воздушного флота. Летчики отряда летали на гидросамолетах.
Один из первых самолетов в Тик-губе на озере Имандра. Фото с сайта http://www.polarpost.ru/Один из первых самолетов в Тик-губе на озере Имандра. Фото с сайта http://www.polarpost.ru/
Изменить размер текста:

Впрочем, если быть абсолютно точным, 11 ноября появился приказ начальника Главного управления Гражданского воздушного флота о создании с 1 декабря 1936-го 235-го авиаотряда с местом базирования в Мурманске. Но последующие события привели к тому, что из заполярной столицы летную базу перенесли. Первые шаги гражданской авиации в нашем крае были непростыми. В начале 1937 года в Заполярье выехал заместитель начальника Северного управления по летной части И. Миненков. «Недостаточно изучив вопрос потребности авиационного транспорта на Кольском полуострове, - отмечается в книге М. Головенкова «Им покоряется небо», вышедшей в Мурманском книжном издательстве в 1980 году, - по возвращении в Ленинград он доложил руководству о нецелесообразности создания большого авиационного подразделения на Мурмане. Такое сообщение на первых порах поколебало уверенность командования о необходимости дислокации авиаотряда в Заполярье». Но уже в конце марта 1937-го на Север приехал Владимир Степанович Загорский, ставший начальником штаба формировавшегося авиаотряда.

Ознакомившись с положением дел, он занялся поиском места, пригодного для базирования гидросамолетов. И в итоге базу решено было развернуть не в районе Мурманска, как предполагалось изначально, а на озере Имандра, в поселке Тик-губа. Предпочтение, оказанное самому большому на Кольском полуострове озеру, объяснялось тем, что оно находилось в центре региона, в районе промышленных новостроек: Кировска, Кандалакши, Нивы, Ены, Монче-тундры. Поблизости располагались тресты «Апатит» и «Кольстрой», спрос на самолеты здесь был особенно велик. Рядом с базой в Тик-губе комплектовались и разбивали палатки всевозможные геологические экспедиции и партии.

«Кроме того, - писал Головенков, - просторная акватория Имандры позволяла разместить большое количество гидросамолетов. Зимой их можно было переставлять на лыжи, и замерзшее озеро служило отличным аэродромом. Здесь, по сравнению с другими местами Кольского полуострова, держалась более устойчивая погода: горы надежно защищали этот район от северных ветров. И, наконец, в Тик-губе уже имелась небольшая авиационная база. Трест «Апатит», как никто другой из заказчиков, обещал отряду деловую помощь».

Рассмотрев представленные Загорским материалы, руководство Северного территориального управления Гражданского воздушного флота согласилось с его предложениями. Местом базирования 235-го авиаотряда стал рыбацкий поселок Тик-губа. Тут же была создана и первая в нашем крае авиационная метеорологическая станция. В процессе становления авиаотряда возникли сложности с жильем: необходимо было поселить около 25 прибывших семей, а свободных домов в поселке не имелось. Но вскоре при содействии Кировского горкома партии и горисполкома отряд авиаторов получил новый двуэтажный дом. В мая 1937-го прибыли пилоты и техники. Первым командиром 235-го авиаотряда стал Сергей Иванович Сироткин.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Мурманский календарь»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также