Премия Рунета-2020
Мурманск
-3°
Boom metrics
Общество11 ноября 2013 10:49

Мурманский календарь: 11 ноября. Признание Мурманчан было Токареву особенно приятно

В этот день 79 лет назад – 11 ноября 1934 года – родился Вилен Иванович Токарев более известный широкому кругу россиян как певец, автор-исполнитель собственных песен Вилли Токарев.
Источник:kp.ru
Вилли Токарев

Вилли Токарев

В Мурманск он попал в 1970 году по приглашению музыкального редактора областного радио, известного композитора Сергея Малахова. К тому времени в его творческом багаже была работа в оркестре Анатолия Кролла, симфо-джаз-ансамбле Жана Татляна, в ансамбле Бориса Рычкова, в ансамбле «Дружба» Александра Броневицкого, где солировала знаменитая Эдита Пьеха, в оркестре Ленинградского радио и телевидения, которым руководил Давид Голощекин. Токарев уже был автором песни «Кто виноват?», исполненной Анатолием Королевым, песни «Дождь» для Эдиты Пьехи и других. О своем пребывании в Мурманске человек, которого ныне величают «легендой русского шансона» до сих пор вспоминает с теплотой и благодарностью. Приведу здесь фрагменты из интервью разных лет, посвященные мурманскому периоду его жизни.

- В Москве и Ленинграде начались гонения на джаз. Пришел приказ, запретивший «больше трех синкоп» в пределах одного музыкального произведения. Лично для меня это стало последней каплей. Собрался и уехал за полярный круг. И оказалось, что в Мурманске у меня больше возможностей быть самим собой, чем в столице. Взял из коллектива Жана Татляна пианиста, гитариста и барабанщика. Записали квартетом цикл новых песен, показали по телевидению. На следующее утро в город вышли и не узнали его. Наши мелодии звучали из каждого динамика, нас наперебой звали выступать в кафе и рестораны. Так что я остался там жить на четыре прекрасных года (http://www.mvestnik.ru).

- Нам сразу дали ресторан «Белые ночи», в который в течение четырех лет невозможно было попасть. Это было самое знаменитое место в Мурманске. А я никогда не пел в ресторане, я играл, а тут надо было петь. Ресторан это очень хорошая школа. Тем более, что петь для такой благодарной публики как моряки… Это надо видеть! Они очень добрые люди, они приходили после плавания и были такие моменты, когда вынимали пачку денег и бросали на сцену. Как конфетти, деньги надо было собирать. Когда мы работали там, мы увидели, что то, что мы получали в «Ленконцерте» это просто копейки. Потому что здесь мы зарабатывали очень хорошие деньги, нам еще полярные выдавали. Мурманск необыкновенно щедрый, добрый, красивый, там люди, которые собирались, они были очень человечно настроены, потому что суровая природа объединяла людей хороших, плохие люди там не выживали, их сразу видно было, они отметались там (http://www.svoboda.org).

- Самый требовательный слушатель – в ресторане. Чтобы ему угодить, нужно знать абсолютно все шлягеры текущего и прошлого времени. Мы работали так: появляется песня утром по радио – вечером мы ее уже играем. Практически любая новая советская песня становилась шлягером. «Подмосковные вечера», «Лада», «Последняя электричка», «Как прекрасен этот мир» и даже «Топ, топ, топает малыш». Помню, в Мурманске моряк танцевал с девушкой. Подходит, дает 25 рублей, просит спеть «Цокают копыта». Я впервые про такую песню услышал. Говорю музыкантам: «Ребята, сейчас вы будете играть то, что никогда не играли, а я – петь то, чего не знаю». На ходу сочинял слова! Чего-то там про цокот копыт в унисон с биением девичь­его сердца… Моряку так понравилось, что он дал еще один четвертной и попросил повторить! (http://skifi-ru.narod.ru/argumenti_11.htm).

- В Мурманске прекрасные люди обитали. Плохие в этом городе просто не могли жить, не задерживались они там. Север сепарирует людей, отделяет настоящих от шелухи. И сплачивает между собой, приобщает друг к другу. Случайные товарищи, которые приехали деньги заработать, не удерживаются. Только сильные люди могут жить в Заполярье. И признание таких людей было особенно приятно. Вы знаете, как северяне приходили на мои концерты? Места свободного ни одного не было. В ресторан к нам моряк приходил с невестой, перед рейсом как раз. Говорил - вернусь из Канады, платье ей куплю подвенечное, свадьбу сыграем. Явился через полгода один. Сказал, она замуж за другого вышла, не дождалась. Плакал. Когда у женщины слезы катятся - это еще ладно, а когда у мужчины, то это что-то словами непередаваемое. Ну, я сочинил тому моряку «Буду ждать тебя». Спел. Он послушал, успокоился. Или вот «Мурманчаночка». Я ее еще в семидесятые создал. Почти сорок лет прошло, а ее поют там. Не забывают(http://www.mvestnik.ru).

В 1974 году Токарев уехал в США, чтобы спустя десятилетия вернуться на родину уже знаменитым. Он до сих пор благодарен Мурманску и всегда вспоминает о нем с теплотой и любовью. Ну а жители заполярной столицы до сих пор помнят его песни. Пусть они сегодня воспринимаются как эхо минувшего, как часть ушедшей эпохи, главное – те давние слова и мелодии продолжают жить. И порой какой-нибудь старый рыбак или просто мурманчанин со стажем вздохнет и тихонько напоет, вспоминая молодость:

Расплатился с морем милями, возвращаюсь в край родной,

Здесь глаза увижу милые, и скажу лишь ей одной:

- Здравствуй, здравствуй, мурманчаночка, знаю, ты меня ждала,

И любовь твоя, как чаечка, по морям за мной прошла.

Чайки в гавань возвращаются, как привет от моряков,

Значит, верность не кончается, как сиянье маяков.

- Здравствуй, здравствуй, мурманчаночка, знаю, ты меня ждала,

И любовь твоя, как чаечка, по морям за мной прошла.