Экономика16 сентября 2021 11:00

Терминал «Лавна» начнет работать в декабре 2023 года

Морской хаб-центр должен выйти на объем перевалки угля в 18 миллионов тонн в год
Незамерзающий Кольский залив позволит терминалу работать круглосуточно. Фото: Правительство Мурманской области.

Незамерзающий Кольский залив позволит терминалу работать круглосуточно. Фото: Правительство Мурманской области.

На федеральном уровне состоялось совещание в правительстве РФ, инициированное губернатором Мурманской области Андреем Чибисом. Под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова стороны обсудили будущее терминала «Лавна».

Воплощение большого и экономически важного проекта для Заполярья идет непросто, но при поддержке властей регионального и федерального уровней ему не дают застопориться. «Лавна» - будущий резидент территории опережающего развития «Столица Арктики» и якорный в рамках развития Мурманского транспортного узла.

В ноябре прошлого года стало известно, что Минтранс разорвал контракт с компанией «Стройгазконсалтинг», которая строила железную дорогу для порта. Но тогда в правительстве региона озвучили твердую позицию: «Лавне» быть! Судьбу порта осенью 2020-го обсудили Андрей Чибис и Михаил Мишустин во время рабочего визита вице-премьера в Заполярье.

И вот, год спустя, большая стройка в рамках развития Мурманского транспортного узла вновь запущена.

Проект "Лавна" поддерживают на федеральном уровне. Фото: Правительство Мурманской области.

Проект "Лавна" поддерживают на федеральном уровне. Фото: Правительство Мурманской области.

- В совещании под председательством Андрея Белоусова приняли участие также руководители федеральных ведомств и компаний-инвесторов проекта (ОАО «РЖД», АО «ГТЛК», АО «УК «Кузбассразрезуголь», ХК «СДС», АО «Центр развития портовых технологий»). Все без исключения участники подтвердили намерение успешно завершить проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», стратегически важный для страны. Было подчеркнуто, что главная практическая задача на сегодня – обеспечить синхронность строительства железнодорожной инфраструктуры (в том числе на дальних подходах) и портовых мощностей терминала «Лавна», - сообщили в правительстве Мурманской области.

Главная новость – был заключен договор генерального подряда на выполнение строительных работ по порту Лавна, работы стартуют на этой неделе.

Терминал «Лавна» должен заработать в декабре 2023 года. Одним из преимуществ глубоководного морского хаба-центра станет его местоположение: незамерзающий Кольский залив позволит работать 12 месяцев в году. Для Мурманской области «Лавна» - это сотни рабочих мест, рост и диверсификация грузовой базы по МТУ и Севморпути (по последнему годовой оборот грузов должен вырасти до 80 миллионов тонн в год).

Строительство порта возобновляется на этой неделе. Фото: Правительство Мурманской области.

Строительство порта возобновляется на этой неделе. Фото: Правительство Мурманской области.

СПРАВКА

Проектирование морского торгового порта Лавна началось еще в 2009 году. Условия концессионного соглашения на финансирование проекта были утверждены правительством Российской Федерации 1 октября 2018 года.

Угольный перегрузочный комплекс сможет принимать для перевалки 18 миллионов тонн в год на западном берегу Кольского залива для обеспечения отгрузок угля с использованием крупнотоннажных балкеров DW до 150 тысяч тонн. На такой объем «Лавна» должна выйти после 2024 года. 10 августа 2021 года был подписан обязывающий договор по перевалке угольной продукции на принципах «take-or-pay» между ООО «Морской торговый порт Лавна» и АО «ЦРПИ» с плановым объемом перевалки 18 млн тонн угля в год. Таким образом, загрузка будущего порта документально обеспечена. Реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» ведется в соответствии с госпрограммой «Развитие транспортной системы» и Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ на период до 2024 года.

Инвестиции в проект комплексного развития транспортного узла составляют более 130 миллиардов рублей, вложения в создание терминала «Лавна» - 34 миллиарда.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис:

- Сейчас главная задача – закончить создание железнодорожной инфраструктуры. И если изначально планировалось, что железная дорога соединит с «большой землей» только морской порт Лавна, то теперь к нему прибавились участники ТОР «Столица Арктики» – терминалы «Ударник» и «Тулома». Рассчитываем, что Лавна в этом году также присоединится к числу резидентов.

На федеральном уровне рассматривается вопрос переноса части мощностей Петербургского порта в Мурманск. Это связано с реализацией проекта по комплексному развитию Мурманского транспортного узла и строительством угольного терминала «Лавна». Идея перспективная. Мы готовы сделать все для того, чтобы воплотить эту инициативу в жизнь. Новый порт на западном берегу залива стратегически важен и нужен для развития региона, Северного морского пути и всей Арктики.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Объем инвестиций резидентов Арктической зоны в регион составил 91 миллиард рублей

Число инвестирующих увеличилось на четыре компании

Число резидентов Арктической зоны РФ в Мурманской области увеличилось еще на четыре компании. По их общему количеству - 70 участников - наш регион занимает лидирующую позицию в Арктике.

- Общий объем инвестиций составит 91 миллиард рублей, а еще месяц назад был 80 миллиардов. Причем 7 миллиардов уже вложено, - сообщил на оперативном совещании 13 сентября губернатор Андрей Чибис.

Напомним: территории АЗРФ в Мурманской области исполнился год.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Жители Мурманска сняли фильм о Чайковском. Премьера состоится 12 сентября (Подробности)

К ЧИТАТЕЛЯМ

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам:

Редакция 8 (991) 671-16-33, 8 (902) 035-12-31

Почта kpmurmansk@phkp.ru