Премия Рунета-2020
Мурманск
+20°
Boom metrics
Карелия10 апреля 2024 10:45

Страсти по «Ромео и Джульетте»

Спектакль-эксперимент представлен на сцене Национального театра Республики Карелия
спектакль « Ромео и Джульетта», Национальный театр Республики Карелия. Фото: предоставлено Национальныйм театром Республики Карелия

спектакль « Ромео и Джульетта», Национальный театр Республики Карелия. Фото: предоставлено Национальныйм театром Республики Карелия

«Что есть любовь?

Безумье от угара,

Игра огнем, ведущая к пожару.

Воспламенившееся море слез,

Раздумье – необдуманности ради,

Смешенье яда и противоядья…»

Легендарная пьеса «Ромео и Джульетта» У. Шекспира – одно из самых излюбленных произведений для постановки на сцене в современном театральном мире. Режиссеры продолжают экспериментировать с классическим сюжетом из года в год, представляя зрителю новую подачу, бесконечно меняя концепцию, смысловые акценты, место действия, время, язык, пол героев, добавляя оригинальные элементы и нюансы.

Как часто ведутся бесконечные споры о реальном существовании автора сочинения, также часто зрители то и дело дискутируют о том, нужны ли миру современные трактовки классики в принципе.

6 апреля на сцене Национального театра Республики Карелия был представлен спектакль «Ромео и Джульетта». В афише постановки режиссера Максима Соколова и художника Анастасии Юдиной – по мотивам трагедии У. Шекспира. Драматург постановки – Элина Петрова.

События спектакля в современной трактовке разворачиваются в небольшом поселении на крайнем Севере. Декорация спектакля выполнена в стиле минимализма, представляя собой наклонную плоскость – камень, покрытый льдом и снегом. И здесь героями познается жизнь. Обитатели местности без названия живут по своим законам и правилам, повинуясь инстинктам, эмоциям и традиционным семейным ценностям. Главные герои Ромео и Джульетта, как и в произведении Шекспира, стали заложниками борьбы двух кланов. На фоне северной, жестокой и дикой природы, где людям приходится бороться за жизнь во имя сохранения «законов крови», случилась та самая история чистой и светлой любви детей двух враждующих семей. Практически все сцены спектакля отображают суровый быт и незыблемые традиции этноса, придуманного авторами. Знаменитый сюжет спектакля происходит на фоне бытовых и обрядовых песен, сочетающих в себе рэп. Отголоски мира современного с одной стороны, объединены, а с другой – враждуют с миром придуманной авторами реальности. И в этом каменнообразном мире возлюбленные ищут выход своим живым, прозрачным чувствам, страдая от невозможности быть свободными и абсолютно счастливыми в отношениях.

Сплав из шести языков, включая оригинальный текст Шекспира, а также сленг из молодежного лексикона (возможно, своеобразный художественный реверанс сериалу «Слову пацана»?), создают собственную природу для современного видения классической истории.

Первый поцелуй влюбленных представлен как «обмен энергетическими токами», акт взаимного обмена дара запретной любви, в контексте пьесы – греха.

«Ромео (целует Джульетту): Твои уста с моих весь грех снимают!

Джульетта: Так приняли твой грех мои уста?

Ромео: Мой грех... О, твой упрек меня смущает! Верни ж мой грех.

Джульетта: Вина с тебя снята…»

Поцелуй порождает голоса героев, так явно напоминающие звуки варгана. Здесь тембр самобытного инструмента выражает музыку души и тела, физическое и плотское начала, дикий и необузданный ритм пульса героев, бесконечную волну духовной близости. Чувство, которое испытывают возлюбленные, проживаются на грани. Они страстны, эгоистичны, агрессивны и сочетают чувства первобытного инстинкта и девственной чистоты.

Показательна жестокая (по меркам времени современного) сцена, в которой герои наносят на свои тела печать. Возможно, это сценическое действо стало символической картиной физической близости между героями? Ведь исторически сложилось так, что среди северных народов процесс нанесения печати-татуировки отмечалось по случаю важного события в жизни мужчины и женщины и могло олицетворять защиту, жертву многочисленным богам. Нежность героев проявляется в природной жесткости, открытости, неуправляемости. Эти качества рождены теми условиями быта и законами жизни, которые зарождались на этой земле испокон веков. По классическому сюжету Ромео и Джульетта погибают. Он погибают для того, чтобы остановить вражду. Они погибают для того, чтобы стать свободными. Этот трагический финал стал своеобразным законом природы, где есть вопросы, но нет ответов.

Сквозь призму классического сюжета постановка, подобно хирургу во время операции, вскрывает проблематику одной из самых основных идей мировой драматургии. Любая война, вражда, происходящая даже внутри одной семьи, практически никогда не может заканчиваться без жертв. Война – это болезнь, в процессе которой одни клетки организма выживают, а другие – погибают. И тогда может быть шанс на выздоровление всего организма, человека, общества, мира. На мой взгляд, в этом и трагедия, и основная фабула, заложенные в повести, которой по прошествии веков нет печальнее на свете…