Премия Рунета-2020
Мурманск
-3°
Boom metrics
Экономика17 мая 2019 12:20

«Лепсе», «Арктика», «Сибирь»… За утилизацию каких атомных судов еще возьмутся в Снежногорске?

На завод "Нерпа" уходят в последний путь легенды российского флота
Из бухты Кут Кольского залива ледокол "Арктика" сможет выйти только в качестве музея, либо не выйти вовсе.

Из бухты Кут Кольского залива ледокол "Арктика" сможет выйти только в качестве музея, либо не выйти вовсе.

Фото: Елена МОЛОДЦОВА

Ни что не вечно под Луной. Вот и первые атомные подлодки и ледоколы уже давно выработали свой ресурс, но вот просто списать их со службы и забыть нельзя из-за ядерной безопасности. Именно поэтому они уходят в свой последний путь в Снежногорск на судоремонтный завод «Нерпа». Напомним, именно здесь были утилизированы останки атомной подлодки «Курск» и вырезан реакторный отсек из первого подводного крейсера «К-3», которому, кстати, пророчат стать в будущем музеем – его корпус специалисты сохранили в целости и сохранности. Сегодня на «Нерпе» полным ходом идут работы по утилизации плавтехбазы «Лепсе» и атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь». Признаться, проект по каждому из них можно назвать смелым и уникальным.

С этой стапельной плиты в Сайда-Губу отправилась не одна партия ОЯТ.

С этой стапельной плиты в Сайда-Губу отправилась не одна партия ОЯТ.

Фото: Елена МОЛОДЦОВА

Прощание с «Лепсе»!

Первым в Снежногорск пришла плавтехбаза «Лепсе». Это случилось еще осенью 2012 году. Еще при жизни судно было уникальным. Заложенное в 1934 году как теплоход, «Лепсе» из-за своего прочного корпуса в 1961 году было переделано в судно сопровождения, специально оборудованное для приема радиоактивных отходов и охлаждающих вод реакторных контуров. Почти за 20 лет службы плавтехбаза провела 14 операций по перезарядке ядерного топлива на ледоколах «Ленин», «Арктика» и Сибирь», а потом превратилась в хранилище отработавшего ядреного топлива (ОЯТ – Ред.). В итоге «Лепсе» стала настоящей ядерной угрозой и пошла на утилизацию.

Сегодня этот уникальный и достаточно сложный проект на завершающей стадии. «Лепсе», освобожденную от надстройки, разделили на пять частей: кормовую – условно «чистую», блок хранилища цистерн жидких радиоактивных отходов (ЖРО), машинно-котельное отделение, хранилище ОЯТ в носовой части и собственно носовую часть. Относительно чистые надстройки, машинное отделение и носовую часть плавтехбазы уже давно утилизировали, а корму, где хранились радиоактивные отходы, заключили в блок-упаковку и в ноябре 2016 года отправили в пункт длительного хранения радиоактивных отходов «Сайда». Теперь пришла очередь для главной угрозы ядерной безопасности – 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть из которых повреждена.

Совсем скоро в этом укрытии специалисты "Нерпы" приступят к выгрузке 620 ОТВС плавтехбазы "Лепсе"

Совсем скоро в этом укрытии специалисты "Нерпы" приступят к выгрузке 620 ОТВС плавтехбазы "Лепсе"

Фото: Елена МОЛОДЦОВА

- Подготовительные работы к этому этапу утилизации «Лепсе» ведутся последние два года: было изготовлено оборудование и возведено защитное укрытие для обеспечения безопасной выгрузки ОЯТ из баков хранилища. Сейчас блок-упаковка задвинута в здание-укрытие и ведутся предварительные работы перед извлечением из нее ОТВС, - рассказывает Георгий Нейман, главный инженер СРЗ «Нерпа».

Всего специалистам предстоит выгрузить 620 ОТВС, которые находятся в баках и 19 дефектных, размещенных в пяти кессонах (водонепроницаемая камера, применяемая для производства подводных строительных работ - Ред.). После того, как их поместят в блок-упаковку, плавтехбаза «Серебрянка» вывезет их на длительной хранение в Сайда-Губу. Планируется, что первый из шести запланированных рейсов она совершит уже в сентябре.

- Сейчас специалисты будут заниматься выгрузкой 620 ОТВС. И только после того, как завершат работы с баками, приступят к выгрузке кессонов. Это совершенно другая технология, - подчеркивает Олег Халимуллин, заместитель главного инженера по обращению с ядерным топливом и радиоактивными отходами Атомфлота.

Пустят на иголки

Однако плавтехбаза «Лепсе» - не единственный объект, утилизация которого находится на завершающей стадии. У набережной «Нерпы» стоит ледокол «Сибирь», который с честью прослужил Советскому Союзу с 1977 по 1993 годы, став вторым судном в истории арктического мореплавания, достигшим Северного полюса. Но, несмотря на былые заслуги, дни некогда славного ледокола сочтены.

После того, как ледокол "Сибирь" пройдет дезактивацию, его пустят на иголки.

После того, как ледокол "Сибирь" пройдет дезактивацию, его пустят на иголки.

Фото: Елена МОЛОДЦОВА

- На «Сибири» уже демонтированы биозащиты и оборудование атомной паропроизводительной установки, блок-упаковка с которым была транспортирована в «Сайду» год назад. Также на ледоколе уже нет реакторов, баков железоводной защиты и другого радиационно-опасного оборудования, - отмечает Георгий Нейман. – На «Сибири» осталась выполнить одну задачу, которая технически уже решена, - эта дезактивация внутренних помещений. В зависимости от уровня радиационного загрязнения они будут вымыты специальными растворами, а те, где присутствует гамма-излучение, будут вырезаны и отправлены в Сайда-Губу.

Кто будет выполнять этот госконтракт пока неизвестно – впереди конкурсные процедуры. Тем не менее, после того, как эти работы будут завершены, «Сибирь» передадут Атомфлоту, и собственник уже будет сам реализовывать металл.

Пророчат статус музея

К слову, на набережную «Нерпы» со специальной рейдовой стоянки в бухте Кут Кольского залива «Сибирь» перегнали только в ноябре, освободив место для ледокола «Арктика», которому уготовлена такая же судьба.

- Рейдовая стоянка оборудована таким образом, что никакие шторма и ветра не могут сорвать с якоря такое большое судно. Ледокол надежно прикован к одному месту 12 якорями и рейдовыми бочками. Кроме того, на стоянке организованы зоны радиационного контроля и физической защиты, - отмечает Аркадий Оганян, директор СРЗ «Нерпа». – Сейчас на «Арктике» ведутся работы по демонтажу блоков биозащиты и готовятся к выгрузке реакторы и другое оборудование, которые пойдут в кессонную секцию – над ее созданием также сейчас трудятся наши специалисты.

Изначально «Арктике» была уготовлена учесть «Лепсе» - быть разрезанной на части, которые поместят в блок-упаковки и отправят в Сайда-Губу. Но судно оказалось в несколько раз больше предшественницы, поэтому утилизировать его будут по проекту «Сибири», но с учетом уже наработанного опыта. Однако, в итоге «Арктику» не разрежут на металл, как «Сибирь». Этому второму в мире атомному ледоколу пророчат судьбу музея.

Совсем скоро эта блок-упаковка отправится в Сайда-Губу, увозя с собой радиоактивное содержимое "Арктики".

Совсем скоро эта блок-упаковка отправится в Сайда-Губу, увозя с собой радиоактивное содержимое "Арктики".

Фото: Елена МОЛОДЦОВА

- В отличие от «Ленина», который функционирует как музей на вечной стоянке у причала морвокзала, но соответствующего статуса не имеет, поскольку по-прежнему является объектом радиационного источника, «Арктика» будет полностью очищена и выведена из перечня таких объектов, - объясняет Олег Халимуллин. – Тем не менее, в реакторном отсеке ледокола возможно восстановить первоначальный вид, ведь корпус и надстройка останутся в целости и сохранности.

Однако если «Арктика» и получит статус музея, то не в Мурманской области. Ей предстоит отправиться в окрестности Санкт-Петербурга, где она появилась на свет в далеком 1972 году. А для этого его необходимо перегнать к берегам северной столицы, что потребует масштабной работы по подготовке и согласования – идти придется не только по внутренним водам Российской Федерации. Но пока об этом говорить рано, радиоактивное оборудование из ледокола еще не извлечено, да и решение о создании музея не принято.

5 ледоколов и АПЛ

Но, разумеется, для судоремонтного завода «Нерпа» «Арктикой» работы по утилизации атомных судов не закончатся.

- В следующем году к нам придет новая «Арктика» - более мощный ледокол с новым типом реактивной установки. А значит, что настанет очередь быть списанными «России» и «Советскому Союзу», - говорит Олег Халимуллин. – У первого сроки утилизации 2020-2021 года, у второго – 2022-2023. На каждый будет потрачено около одного миллиарда рублей.

Олег Халимуллин: "Уже в следующем году на рейдовой стоянке "Арктику" сменит ледокол "Россия", который тоже будут утилизировать здесь, на "Нерпе".

Олег Халимуллин: "Уже в следующем году на рейдовой стоянке "Арктику" сменит ледокол "Россия", который тоже будут утилизировать здесь, на "Нерпе".

Фото: Елена МОЛОДЦОВА

В ближайшем будущем – после того, как Атомфлот получит еще два современных ледокола-лидера, способных выполнять круглогодичную навигацию по Северному морскому пути – на покой отправятся «Вайгач» и «Таймыр». А вслед за ними покинет ряды атомных судов и «Ямал». Но до этого пока, разумеется, далеко. Кроме того, в ближайшее время на «Нерпе» ждут атомную подводную лодку, которая займет место «Лепсе» на стапельной плите завода.