Премия Рунета-2020
Мурманск
+3°
Boom metrics
Общество6 марта 2018 8:46

Байкальский тоннель обзавелся второй ниткой

Почти семь километров прошли строители под горным хребтом
При подготовке Сочи к Олимпиаде этот горнопроходческий комплекс пробивал тоннели к «Розе-Хутор»

При подготовке Сочи к Олимпиаде этот горнопроходческий комплекс пробивал тоннели к «Розе-Хутор»

Новый Байкальский тоннель длинной 6682 метров проложен - щит пробил сквозной путь под горным хребтом. Буквально вчера состоялось знаменательное событие - торжественное окончание проходки. Поезда через тоннель планируется пустить в 2019 году. Эксперты говорят, что таким образом на Байкало-Амурской магистрали (БАМ) удастся расширить «узкое горлышко», которое сдерживает экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока.

Чего стоит строителям возвести вторую нитку Байкальского тоннеля? Корреспонденты «Комсомольской правды» посетили уникальный объект до официальных торжеств.

НА УЛИЦЕ - МИНУС 40

Планы о модернизации БАМа и Транссиба руководство страны вынашивало много лет. Начиная с 2000-х железнодорожная инфраструктура Сибири едва справляется с грузоперевозками. К строительству второго Байкальского тоннеля приступили осенью 2014 года.

...Утро после Рождества. Старенький Ан-24 протискивается между сопок, закладывает вираж над поселком (в иллюминаторе как в телевизоре приближаются дома в сугробах и клубы дыма над трубой котельной), после чего лихо приземляется в аэропорту Нижнеангарска.

На улице -40. С непривычки морозный воздух прохватывает до желудка.

- Один мой начальник говорил: знал что БАМ плохое место и девять месяцев холодно, но что из них три месяца холодно охрененно (на самом деле он высказался прямолинейнее - «КП») еще недавно я не догадывался, - делится опытом прилично утепленный командировочный в очереди за багажом к грузовому отсеку самолета.

Нижнеангарск - промежуточная точка нашего путешествия. До поселка на севере Байкала мы провели около семи часов в самолетах (только из Москвы в Иркутск больше пяти часов). Из Нижнеангарска отправляемся Северобайкальск, откуда едем в горы - на базу компании «Строй-трест» - генподрядчика строительства, которая вместе с другими предприятиями группы компаний «СК «Мост» прокладывает вторую очередь Байкальского тоннеля.

- Осталось пройти всего 130 метров, - показывает на карте главный инженер обособленного подразделения компании «Строй-трест» Евгений Филиппов.

Сейчас тоннель выглядит в виде гигантской бетонной трубы

Сейчас тоннель выглядит в виде гигантской бетонной трубы

ТВЕРДАЯ ПОРОДА

Горно-проходческий щит идет с запада на восток: ныряет под Байкальский хребет в Иркутской области, а выйдет на поверхность земли почти через семь километров в Бурятии. В среднем за сутки тоннель увеличивается на 12 метров. В ноябре 2017 года горным способом завершены проходки восточной и западной дренажных штолен. Причем, если в Северомуйском тоннеле проходчики нередко сталкивались с горячими источниками, то Байкальский отличается ледяными.

Спускаемся в тоннель. 10-метровый диск уникальной горнопроходческой машины, проявившей себя выше всяких похвал на строительстве самого длинного (3,5 км) железнодорожного тоннеля на дороге Адлер - Красная Поляна в олимпийском Сочи, вгрызается в скальник Байкальского хребта. Одновременно устанавливает железобетонные кольца, фактически оставляя после себя готовый тоннель.

Но на БАМе машине приходится сложнее, чем в Сочи.

- Тоннелепроходческий комплекс бурит скалу 64 шарошками - это вроде врашающегося диска, который вдавливается в скалу и откалывает кусок за куском горную породу, - пояснил генеральный директор «Строй-треста» Михаил Гутников. - Проблема в том, что порода неоднородная, слабо трещиноватая и вязкая и процесс скалывания происходит тяжело и требуется больше времени для разработки забоя. Режущий инструмент стирается об абразивную породу и требует постоянного контроля за износом режущих дисков. Изношенные шарошки меняются на новые и машина опять готова покорять Байкальские хребты. У компании есть ещё две подобные машины - одна в московском метро, другая прошла Крольский, Кузнецовский, Манский тоннели и ждет работы.

Михаил Гутников

Михаил Гутников

Руководство компании отмечает участие в решении всех возникавших вопросов со стороны заказчиков - Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта (ДКРС) и «ДКРС-Иркуск». Неоценимую помощь с первого до последнего дня строительства оказали начальник ДКРС Евгений Солнцев и начальник Восточно-Сибирской железной дороги Василий Фролов. – Любому строителю желаю встречать таких искренне болеющих за дело заказчиков, – говорит Михаил Гутников.

Сегодня тоннель выглядит в виде гигантской бетонной трубы. В дальнейшем строители построят современное, отвечающее всем современным требования верхнее строение пути на специальных рамах, уложенных на виброгасящие маты. Сооружение оборудуют системой вентиляции, электроснабжения, видеонаблюдения и безопасности. Работы предстоит еще немало. Именно поэтому запуск нового тоннеля в эксплуатацию планируется только в конце 2019 года.

Всего на объекте работает 400 человек и более 100 единиц горно-шахтного оборудования и строительно-дорожных машин. На щит заступила новая смена персонала. Горнопроходческая машина заработала. Тоннель заполнился едкой пылью.

- Пыль лечебная - от насморка хорошо помогает, - шутит сопровождавший нас Евгений Филиппов.

Смех смехом, а носы журналистам на самом деле прочистило.

ОФИЦИАЛЬНО

- Работы по строительству нового Байкальского тоннеля ведет группа компаний «СК МОСТ». Специалисты компании имеют многолетний опыт в строительстве не только тоннелей, но других объектов инфраструктуры, поэтому качество производимых работ поддерживается на должном уровне, - пояснили корреспонденту «Комсомольской правды» в дирекции по строительству объектов железнодорожного транспорта компании РЖД.

Существующий однопутный Байкальский тоннель является одним из самых «барьерных» мест на Восточно-Сибирской железной дороги. Дальнейшее увеличение пропускной способности участка невозможно без двухпутного следования поездов через Байкальский хребет и двухпутного развития близлежащих перегонов. Новый Байкальский тоннель позволит в два раза увеличить пропускную способность участка Северобайкальск - Лена и обеспечить освоение перспективных железнодорожных перевозок на северном ходу Восточно-Сибирской железной дороги и на Восточном полигоне в целом.

В планах РЖД имеется ряд объектов, на которых планируется осуществить реконструкцию в ближайшие годы. Учитывая динамику ухудшения эксплуатационных характеристик, влияющую на пропускную способность действующего Байкальского тоннеля, планируется провести его реконструкцию после завершения строительства и сдачи в эксплуатацию нового Байкальского тоннеля. Так же на БАМе планируется реконструкция Северомуйского тоннеля.