Премия Рунета-2020
Мурманск
+1°
Boom metrics
Общество2 марта 2017 7:04

Последнее слово по гибели "Кольской": не ремонт, а катастрофа

Дочь отвечавшего за буксировку платформы уверена, что та затонула из-за дефектов
Одно из последних фото "Кольской" - буровая примерно за полгода до гибели. Фото: vk.com/burovaykolskay

Одно из последних фото "Кольской" - буровая примерно за полгода до гибели. Фото: vk.com/burovaykolskay

Наталья Дмитриева с первых дней, как Россия узнала ужасную новость о гибели "Кольской", заняла активную позицию. В Охотском море она потеряла отца - Михаила Терсина, отвечавшего за буксировку платформы. Не все родные погибших и пострадавших моряков решили и смогли бороться за правду, многие не предали свое горе огласке. Но Наталья сразу дала понять - за правду она будет идти до конца.

Белыми нитками

В Первомайском суде Мурманска, где уже полтора года рассматривают уголовное дело по гибели буровой, приступили к прениям сторон. Это значит, что скоро будет оглашен приговор. Но вовсе не значит, что потерпевшая сторона вздохнет с облегчением. Напомним, родные моряков заранее не согласны с вердиктом судей. Наталья Дмитриева на прения подготовила почти 80 страниц печатного текста. В надежде еще раз обратить внимание на все белые нитки, которыми шьется это уголовное дело. Сразу заметим, что не все представители потерпевшей стороны согласны с дочерью Михаила Терсина.

Наталья Дмитриева в очередной раз озвучила в суде свое мнение - в колонию могут отправиться невиновные. Сейчас обвиняемыми по делу о крушении "Кольской" проходят двое - бывший заместитель начальника службы безопасности мореплавания АМНГР Борис Лихван и исполняющий обязанности главного инженера АМНГР Леонид Бордзиловский. Дмитриева уверена, что тот же Лихван пытался исправить ситуацию и пытался, насколько это было в его силах, спасти гибнущих моряков. А вот те, кто действительно виноват в крушении буровой, переведены в статус свидетелей.

"Это нельзя назвать ремонтом"

В своем выступлении Дмитриева отметила, что "Кольская" вышла в море в ужасном состоянии. Хоть ее и латали перед переходом, все же ситуацию это не спасло. Экспертиза уже установила, что буровая была на ходу, хотя по ее телу "ползли" глубокие и длинные трещины. По показаниям рабочих, которые проводили ремонт СПБУ в Магадане, их было не меньше 28! Как предполагают сведущие люди, одна из таких трещин прошла в районе машинного отделения, куда стали поступать сотни тонн воды. Из-за них "Кольская" стала переворачиваться и тонуть. В первые месяцы после аварии много говорили, что буровую сгубил шторм. Но уже позже станет понятно - исправная платформа могла выдержать ту непогоду, в которую попала в Охотском море.

И здесь появляется первое имя того, кого некоторые представители потерпевшей стороны хотят видеть на скамье подсудимых.

- В АМНГР за состояние СПБУ отвечал Василий Васецкий, координатор работ по ремонту и техобслуживанию судов, - пояснила Наталья Дмитриева.

Во время показаний в суде не раз звучали признания ответственных за ремонт, что работы над "Кольской" никак нельзя назвать качественными. Многое делалось не по правилам и спустя рукава. "Это были не швы, это была катастрофа. Это даже ремонтом назвать было нельзя, дефекты фактически не устранялись. Почти 90% швов прошли без контроля", - признался дефектоскопист Амурского судостроительного завода Николай Дудин. Владельцы буровой хотели отправить ее на перегон как можно скорее и торопили со сроками.

Показания свидетелей по ремонту "Кольской". Фото: vk.com/burovaykolskay

Показания свидетелей по ремонту "Кольской". Фото: vk.com/burovaykolskay

- Группа лиц, состоящая из и.о. гендиректора АМНГР Юрия Мелехова, заместителя по флоту Василия Васецкого, при участи начальника коммерческого отдела Оксаны Азбель., заведомо зная о плачевном техническом состоянии СПБУ, сезонных запретах на буксировку и принимая в расчет, что проведение всего комплекса мероприятий связанных с обеспечением безопасности перегона СПБУ вне действующих сезонных ограничений потребует значительных расходов, приняли решение о том, что перегон "Кольской" в декабре 2011 года в Охотском море состоится без проведения необходимых подготовительных процедур, чем сознательно подвергли экипаж буровой смертельной опасности, - зазвучали новые имена в тексте Дмитриевой.

Берег звал

У монеты под названием "Кольская" оказалось три стороны. Еще одна - это спасение экипажа, который уже понимал, что буровая тонет.

Платформа шла с шестью десятками человек. Многих, никак не задействованных в буксировке, не должно было быть - их могла снять и доставить на землю подрядная компания. Но, как отмечают родные моряков, судовладелец никак не мог определиться, кого и когда забрать с "Кольской". Хотя "Газфлот", который отвечал за снятие экипажа, не раз напоминал об этом важном вопросе. Больно представлять, но ведь могли погибнуть не 53 человека, чьи-то отцы, мужья, братья, а гораздо меньше. Просто им не дали шанса снова увидеть сушу и дом. Виноватым в этом Наталья Дмитриева видит начальника буровой установки Александр Коваленко. И отмечает, что руководство АМНГР прекрасно знало, что "Кольская" идет на верную гибель. Но каких-то шагов, чтобы спасти своих сотрудников, начальники не сделали. Более, в дни, когда буровая тонула и шла поисково-спасательная операция, руководство само себе продлило командировки, чтобы не быть вовлеченным в процесс.

Кто ошибся?

Не могла Наталья Дмитриева не затронуть роль своего отца в этой драме. Ведь Михаила Терсина не раз делали виноватым в случившемся. Но его дочь уверена - ошибок не было. Ее отец делал все, чтобы "Кольская" дошла до Мурманска.

- Ошибок в действиях экипажа не наблюдается, - говорит Наталья. - Маршрут, которым двигался караван, был самым оптимальным в той ситуации, а безопасного маршрута в декабрьском Охотском море не существовало вовсе. Нагрузки на корпус СПБУ не превышались и не могли быть превышены.

Рассказ о всех нюансах судебного процесса по "Кольской" займет не один день или даже неделю. Это тяжелый скрипучий механизм, где одни детали заржавели и мешают работать других. Потерпевшая сторона уверена, что КПД от такой работы будет минимальным. Наталья Дмитиева, по ее словам, еще надеется, что судья разобралась в этом деле иприговор не прозвучит для невиновных людей.

Ожидается, что приговор мы узнаем уже в течение месяца. Ждать более опасно - приближается срок давности, который для уголовных дел средней тяжести составляет шесть лет с момента совершения преступления.