Премия Рунета-2020
Мурманск
-4°
Boom metrics
Общество6 августа 2015 11:53

При буксировке «Кольской» от спасательного буксира отказались сознательно

Платформа затонула из-за зимней транспортировки ледоколом
Регистр о трещинах в корпусе знал, но они не подходили под параметры ремонтируемых.
Фото: Из архива "КП"

Регистр о трещинах в корпусе знал, но они не подходили под параметры ремонтируемых. Фото: Из архива "КП"

Все любопытственнее и любопытственнее! Именно эта фраза Льюса Кэрролла приходит на ум, когда слушаешь показания выживших при крушении буровой платформы «Кольская» и независимых экспертов, разбиравшихся в этом деле. Напомним, рассмотрение дела по факту гибели 53 человек, находившихся на борту платформы в роковой день 18 декабря 2011 года, началось в Первомайском суде Мурманска в середине июля. И за это время удалось выяснить немало сенсационных подробностей, которые продолжают сыпаться на участников процесса как из рога изобилия.

SMS от пропавших без вести

- У меня создается впечатление, что следствие по этому уголовному делу начинается только сейчас! Суд удовлетворил ходатайство и.о. заместителя гендиректора АМНГР Бориса Лихвана по запросу массы документов, которые, по сути, являются основой основ! Как можно было расследовать дело и предъявить обвинение людям, даже не видя в глаза базовых чертежей, схем и прочего, - удивляется в очередной раз за этот только начавшейся процесс Наталья Дмитриева, дочь погибшего капитана «Кольской» Михаила Терсина.

На заседании 3 августа показания давал Дмитрий Свистунов, сын погибшего судового врача буровой платформы Николая Свистунов. Он, как и многие до него, говорил о допущенных руководством нарушениях и озвучил новые факты.

- Суд удовлетворил мою просьбу запросить информацию не только о звонках погибших и пропавших без вести, но и сообщениях, которые пришли родственникам с номеров пропавших без вести Николая Свистунова и Виталия Перкова 22 и 23 декабря 2011 года. В сообщениях было всего пять символов: *728#. Билинг телефонов пытались отследить, но безрезультатно. Сейчас пытаемся это сделать, но уже через суд, - отметил Дмитрий Свистунов.

Нарушили все, что можно

Кстати, именно он ходатайствовал перед судом о том, чтобы приобщить к материалам уголовного дела результаты независимого расследования гибели «Кольской» Нефтегазстройпрофсоюза РФ и допросить представителя этой организации Ростислава Загороднего, который рассказал много интересного.

- Еще на первом этапе расследования было понятно, что налицо нарушение правил закладки и разработки нефтегазовых месторождений. На борту при буксировке запрещено нахождение лиц, не связанных с ней. Буровая находилась в составе каравана как буксируемый объект и не предполагалась ее ставить на ноги. Кроме того, перемещение платформы должно было осуществлять специализированное судно, а не ледокол «Магадан», который предназначен для проводки судов через льды, где нет качки, - подчеркнул Ростислав Загородний.

Кстати, экипаж ледокола не мог оказать реальную помощь терпевшим бедствие – его сильно раскачивало из-за специфики корпуса. Одному из выживших пришлось плыть вместе с товарищем в холодной воде 300-400 метров до другого судна «Нефтегаз-55». На борт их подняли, когда они уже практически потеряли сознание. В Нефтегазстройпрофсоюза РФ говорят, что план буксировки «Кольской» был выполнен по минимуму без учета возможного форс-мажора.

- Грубейшим нарушением было исключить из договора буксировки пункта об ответственности судовладельца. Не знаю, чем руководствовались стороны, когда подписывали такой документ. Но именно из-за этого не было спасательного буксира, который обеспечил бы безопасность всей кампании, - добавляет специалист.

Да и со спасательными приспособлениями на самой буровой было далеко не все в порядке. На борту находилось четыре специализированных плота. Один специалисты нашли на дне Охотского моря – он был завален так, что не смог всплыть, второй обнаружили на глубине 1057 метров рядом с «Кольской».

- Почему спасательный плот не поднялся на поверхность, не понятно. Зато по маркировкам, нанесенных на нем, ясно, что последняя поверка прошла в мае 2008 года и больше в его боеспособности никто не удостоверился, - обозначает еще одно нарушение Ростислав Загородний.

Представитель Нефтегазстройпрофсоюза РФ прояснил судьбу трещин, про которую столько говорили выжившие сотрудники «Кольской». Оказывается, есть письмо от Дальневосточного филиала регистра судоходства, которое объясняет, почему платформу начали буксировать в плохом техническом состоянии.

- Трещины в корпусе буровой были зарегистрированы, но они не подходили по параметрам длины, ширины и глубины, чтобы начать латать. Поэтому регистр и разрешил эксплуатацию такого судна, - отмечает эксперт.

Независимое расследование пришло к тому, что «Кольская» затонула из-за плохого состояния корпуса и зимней буксировки ледоколом. Какие выводы из этого огромного обилия информации сделает суд, будет известно еще не скоро.