Премия Рунета-2020
Мурманск
+3°
Boom metrics
Общество28 ноября 2014 22:00

Мурманский календарь: Драшкович поднес голодавшему мурманчанину хлеб-соль

В этот день 68 лет назад – 29 ноября 1946 года – родился известный сербский политик, дипломат, писатель Вук Драшкович
Иван ГАНИН
Вук Драшкович. Фото с сайта http://www.spons.rs/images/vesti/foto_vest_vuk_novosti7_675_1336484412.jpg

Вук Драшкович. Фото с сайта http://www.spons.rs/images/vesti/foto_vest_vuk_novosti7_675_1336484412.jpg

В 1990 году он создал в Српски покрет обнове – Сербское движение обновления – политическую партию, выступающую за европейскую демократию в Сербии и за возвращение Сербии к монархическому строю. Драшкович принял активное участие в свержении правившего в ту пору в Сербии Слободана Милошевича, а впоследствии, уже после его ухода, с 2004 по 2007 год был министром иностранных дел Республики Сербия. Политическую деятельность он совмещал с писательской, став автором переведенных на разные языки бестселлеров «Судья», «Нож», «Молитва», «Ночь генерала», «Русский консул». В последнем одним из главных персонажей является Иван Степанович Ястребов, бывший в конце XIX столетия русским консулом в Салониках и приложивший много усилий для защиты проживавших в Косово сербов, находившихся тогда под властью турок.

Публикуя «Русского консула», Драшкович подчеркивал, что не верит в случайные совпадения. А потому, когда 23 сентября 1991 года у посольства Югославии в Москве начал голодовку 29-летний мурманчанин Ярослав Ястребов, сербский политический деятель увидел в этом особый знак. Среди требований голодающего, с которыми он обратился к правительству СССР и России, к Русской Православной Церкви, содержался призыв не допустить иноземного вторжения в Югославию, что неминуемо приведет к массовому геноциду по отношению к православным сербам. Мурманский Ястребов напомнил широкой общественности о том, что и в первую, и во вторую мировую войну враги России, прежде чем напасть на нее, обрушивались на Сербию. Как бы то ни было, тот факт, что первым русским человеком, предпринявшим решительные действия в защиту наших православных братьев, стал однофамилец легендарного царского консула Ивана Ястребова, ничего не слышавший (как выяснилось из первой же беседы с ним) ни о Вуке Драшковиче, ни о Сербском движении обновления, поразил воображение автора «Русского консула». Конечно, мужественный поступок Ярослава Ястребова не остался незамеченным в Сербии. И одним из первых, кто направил ему телеграмму поддержки, был Вук Драшкович. 24 октября 1991 года он прилетел в Москву, чтобы лично поднести голодающему хлеб-соль далекой сербской земли и уговорить его прекратить голодовку. 26 октября голодовка Ястребова была прекращена. Драшкович пригласил мурманчанина посетить Сербию и организовал ему горячую встречу.

- Я еще не знал этой страны и ее людей, - вспоминал впоследствии Ярослав Ястребов. - Встреча ошеломила. В Москве я уже привык к мутной, злобной атмосфере русофобии, которую насаждают СМИ. Русский человек терпелив. Стиснув зубы, мы терпели и противостояли, как могли. И это на своей Родине. И вдруг, прилетев в чужую, как казалось, страну, я очутился среди людей, искренне любящих, уважающих мою Россию. А разве забудешь встречи на улицах городов, в селах? Попробуйте отличить бабушку-сербку в ее старенькой кофте и платочке, когда она стоит у калитки, от бабушки из села на Припяти или на Оке. Нужно все-таки видеть своими глазами, чтобы понять: мы были и останемся одним славянским народом, какие бы между нами не пролегали границы, какие бы правительства не заседали в столицах. И когда я думаю о Сербии, то не сербский монах Лазарь, создавший первые часы в Московском Кремле, вспоминается мне, не сербские граничары, составившие первый гусарский полк в России, не множество войн, в которых мы вместе сражались, а детские письма из Сербии, в которых неровными буковками, скупыми детскими словами говорилось одно: «Мой русский брат, я тебя люблю!»

Таков мурманский «след» в судьбе сербского политика и писателя Вука Драшковича.