2016-08-24T02:30:09+03:00

Мурманский календарь. Левкина называли «железным прорабом»

В этот день 108 лет назад – 28 ноября (11 декабря по новому стилю) 1906 года – родился первый почетный гражданин Мурманска Григорий Филиппович Левкин
Иван ГАНИН
Григорий Филиппович Левкин. Фото с сайта http://cs406326.vk.me/v406326900/459c/pCXgB_0twl0.jpgГригорий Филиппович Левкин. Фото с сайта http://cs406326.vk.me/v406326900/459c/pCXgB_0twl0.jpg
Изменить размер текста:

«Железный прораб», «доктор судоремонтных наук» - так уважительно именовали его на Северном флоте. В Мурманск он приехал в 1929-м. устроился на работу в механические мастерские Севгосрыбтреста. В слесарном цехе, с бригадой, работавшей на ремонте главных машин траулера, Григорий активно изучал технику, выдержал испытания на слесаря шестого разряда, а в 1930 году стал помощником мастера слесарного цеха. В 1931-м Левкин был направлен на Коломенский машиностроительный завод для ознакомления с технологией сборки дизелей. Тогда Севгосрыбтрест получал дизельные траулеры, и потому очень нужны были специалисты по дизелям. Летом того же года Григорий Филиппович был командирован в Германию, где принимал закупленные суда и перегонял их в Мурманск. В дальнейшем, будучи уже старшим мастером слесарного цеха, он руководил переделкой лебедок на мурманских «рыбаках», «дотягивая» их до технического уровня иностранных. В 1937-м Левкин окончил двухгодичные курсы судовых механиков. Снова вернулся на производство. Здесь ему поручили руководство ремонтом группы траулеров. Работал он по-ударному: внес целый ряд рацпредложений, сумел выучить и воспитать десятки хороших мастеров-производственников.

С началом Великой Отечественной Мурманская судоверфь стала работать для фронта. Шло переоборудование рыболовецких и транспортных судов для передачи их в состав Северного флота. Кроме того, бригада Левкина ремонтировала боевые корабли. Приведу лишь два примера. «Весной 1942 г. на верфь пришла подводная лодка М-172, которой командовал уже известный тогда ас глубин И.И. Фисанович, - писал доктор исторических наук Алексей Киселев в книге «Мурманск – город-герой». - Ремонтники посмотрели на лодку и ужаснулись. Взрывы глубинных бомб вдавили обшивку. Будто ребра, проступали шпангоуты. Оказалось, что после торпедной атаки лодка долго не могла оторваться от преследовавших ее кораблей врага. Фашисты сбросили более трехсот глубинных бомб.

— Как же вы выдержали? — спросили рабочие у И.И. Фисановича.

— Выдержали, раз надо было... — коротко ответил он.

Выступая на одном из собраний, Г.Ф. Левкин сказал: «Хотелось поклониться в пояс этим людям, которые оказались крепче металла».

Лодку предстояло отремонтировать. Но как? Снимать обшивку, выправлять каждый ее лист? Это потребовало бы немыслимых затрат времени. Связались с видными учеными, и они дали рекомендации, как быстрее провести ремонт». Лодку вернули в строй.

«На эсминце «Разъяренный» был погнут гребной вал, - сообщается на сайте http://webcache.googleusercontent.com. - Он имел длину свыше 11 метров и диаметр 310 миллиметров. Ни на верфи, ни вообще в Мурманске не нашлось станка, на который можно было бы поставить вал. Решили воспользоваться самым большим на судоверфи станком. С немалыми усилиями доставили тяжелую деталь в цех. А перед этим специалисты разработали технологию правки вала, провели соответствующую подготовку оборудования - ведь вал выступал за станину станка более чем на два метра. Работа шла круглосуточно. Все было сделано как надо. Хороший результат показали испытания эсминца и на швартовых, и в море - на форсированных ходах. В ночь на 31 декабря 1942 года был подписан акт о приемке работы».

На судоверфи Левкин трудился и после Победы. А в 1953-м перешел в Тралфлот – работал заместителем главного инженера, групповым механиком. Решением Мурманского горисполкома № 403 от 12 июля 1974 года ему – первому из всех мурманчан было присвоено звание почетного гражданина города Мурманска. Оно добавилось к уже имевшимся знакам отличия: двум орденам Ленина, орденам Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалям «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Советского Заполярья», «За трудовую доблесть».

В 1976 году Григорий Филиппович ушел на заслуженный отдых. Умер он в 1989 году.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Мурманский календарь»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также