Фантастические пейзажи Рыбачьего привлекают туристов со всей страны, но условия для цивилизованного отдыха на полуостровах не созданы.
Фото: Вероника СЕЛИВЕРСТОВА
- Мама у меня все отлично, я в тундре! – кричит в телефонную трубку моя коллега из Москвы. Случайно появившаяся на каком-то очередном прыжке ГАЗ-66 мобильная связь пропадает до того, как за мобильники успевают схватиться остальные столичные гости. В народе такие вездеходы ласково называют «шишига» - это лучшее средство для путешествий по полуостровам Рыбачий и Средний, куда мы едем вместе с журналистами заполярных и столичных изданий. Поездка нужна для того, чтоб показать неприступный и беззащитный край света, который можно и нужно спасти. От кого? В первую очередь, от покорителей тундры.
Фото: Вероника СЕЛИВЕРСТОВА
Многие туристы считают, что добравшись до края света, они просто обязаны оставить о себе память потомкам. Например, написать свои имена на северной скале.
- Недавно увидел рекламу внедорожного тура, который предлагает поездки по нетронутой тундре - поубивал бы! – в сердцах говорит Олег Суткайтис, руководитель Баренц-отделения WWF. Он вместе с коллегами из природоохранных организаций Заполярья не первый год добивается, чтобы территории Рыбачьего и Среднего получили особый охраняемый статус.
Сегодня эти полуострова практически необитаемы. В 90-х отсюда начали уходить военные, которые защищали тундру от туристов лучше любого природного парка! Полуострова были погранзоной, и о путешествиях по ним можно было только мечтать. На Рыбачьем и Среднем побывала, скорее всего, едва ли четверть жителей Кольского полуострова, зато среди жителей других регионов страны наш северный колорит в цене. Особенно у любителей внедорожников. Полуостровам посвящены огромные разделы на форумах джиперов, а покорение дороги до Северного Ледовитого океана придает общественный вес любому поклоннику экстрима.
В своем путешествии в поисках ответа на вопрос от кого и как защищать неприступные полуострова, мы не раз встречаем туристов на серьезной внедорожной технике. Экологи глядят на них с грустью, ведь под колесами джипов порой оказываются неприметные краснокнижные растения, которых остались единицы.
Фото: Вероника СЕЛИВЕРСТОВА
Дорог на Рыбачьем практически нет. Те, по которым сейчас передвигаются цивилизованные туристы остались от военных. Несколько лет назад «Арктиморнефтегазразведка» развернула на полуостровах исследовательские работы, хотели найти топливо, но поиски не увенчались успехами. Зато дороги на Рыбачьем нефтяники немного сровняли.
- Если мы с вами пойдем по литоралям (приливно-отливным зонам морского побережья – Ред.), то буквально будем идти по страницам Красной книги Кольского полуострова, - шутит Ольга Петрова, эксперт Кольского центра охраны дикой природы. Она с экспедициями излазила Рыбачий и Средний вдоль и поперек. Знает, где растут неприметные орхидеи и гнездится орлан-белохвост. Свою лепту в проектирование природного парка на полуостровах Ольга вносит уже около 10 лет.
- В областную администрацию, в тогдашний комитет по экологии и природопользованию мы пришли еще в 2004 году. Сказали, что надо на Рыбачьем делать парк – нам ответили «делайте!». Обоснование каждого изгиба в границах парка – это огромный труд, в нашем проекте я могу объяснить каждую выемку, каждое отклонение в сторону. Это либо ареал обитания редкого растения, либо место гнездования птиц, - трепетно рассказывает она.
Казалось бы, взаимопонимание с властью найдено и все делают общее дело. Проект природного парка с извилистыми границами был передан чиновникам, а экологи сконцентрировали свои усилия на национальном парке «Хибины», который тоже требовал внимания.
В Минприроды Мурманской области свое видение развития событий. Специалист ведомства Павел Богданов уверяет, что проект от общественных природоохранных организаций к ним проступил лишь 2,5 месяца назад, а вот все озвученные ими предложения были учтены после общественных слушаний.
Может быть дело в том, что 31 мая в авиакатастрофе над Мунозером погиб министр природных ресурсов и экологии Алексей Смирнов. Эта трагедия обезглавила ведомство. А ведь именно Смирнов на круглом столе в «КП», проведенном в конце апреля 2014 года, заявлял общественникам, что Минприроды открыто для всех предложений по проекту парка.
Олег Суткайтис и Ольга Петрова рассказывают, что летом ведомство представило на общественных слушаниях в Печенгском районе проект природоохранной зоны в иных границах. Выверенные ботаниками ареалы обитания «краснокнижников» были обрезаны буквально под циркуль.
- Конечно, с трагической гибелью Смирнова контактировать с Минприроды стало сложнее. Подчас нас просто не слышат. Вот, например, почему именно таким преступным образом были изменены границы проекта, нам никто объяснить не может - сетует Ольга Петрова.
Впрочем, экологам причины сглаживания границ подсказала карта кадастрового учета, по ней видно, кому принадлежат те или иные земли. Оказалось, что выпавшие из проекта территории закреплены за военными.
Фото: Вероника СЕЛИВЕРСТОВА
До 1990-х полуострова были закрыты. Режим погранзоны защищал редкие растения не хуже любого природного парка! Сейчас от большинства воинских частей остались лишь руины.
- Администрацией Печенгского района был подготовлен проект участка, с учетом расположения всех землепользователей и землевладельцев, который и был принят за основу границ для создаваемого природного парка, - отмечают в региональном Минприроды. Похоже, этот проект и лег в основу наряду с исследованиями ботаников. Вот только экологи бьют тревогу, что за границами парка остается, например, губа Скорбеевская. Добраться до нее по дорогам и перекопам может почти любой искатель приключений, разжечь костер и стать с палаткой прямо на полянке редких растений. А отдать эту землю под природный парк не так-то легко – залив остается пограничной зоной и стратегически важен для Северного флота и пограничников.
Выходит, что Рыбачий надо защищать и от военных? Или все-таки от чиновников, которые не в состоянии договориться с Минобороны. Общественники решили действовать в обход и сами написали письма в высокие инстанции. Северный флот ответил категорическое «нет», а вот из Минобороны пришел ответ о том, что договориться можно. Но:
«Решения по образованию природного парка от правительства Мурманской области в Минобороны России не заявлялось. Одновременно сообщаю, что Минобороны России готово рассмотреть и направить в правительство региона правовую позицию о возможности включения тех или иных земельных участков в границы планируемого парка». Подписан этот документ врио директора департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ Даниилом Сухановым.
Фото: Вероника СЕЛИВЕРСТОВА
Довольные экологи с этим письмом отправились в Минприроды и начали готовить свой, теперь уже, альтернативный проект охранной зоны к прохождению по инстанциям, но оказалось, что уже поздно. Природный парк практически создан. Постановление областного правительства готово и ждет заветной подписи главы региона.
- Вопрос решится в течение месяца, даже раньше. Природный парк будет создан, - отмечают в Минприроды. - На территории выделены природоохранная, рекреационная, агрохозяйственная зоны. При определении расположения природоохранных участков максимально возможно учитывались и принимались во внимание поступающие предложения. Природоохранные зоны включают в себя участки «Скалы полуострова Средний», «Губа Зубовская», «Городецкие птичьи базары». Для всех категорий зон природоохранного парка планируется установить ограничения хозяйственной деятельности.
За границами проекта, предложенного Минприроды оказалась губу Скорбеевка, а ведь именно к ней проще всего добраться туристам. Не владея информацией о ценности местной природы, они, во многом случайно, могут стать причиной ее гибели.
Экологи в прокуратуру, чиновники за исследованиями
Создание парка в предложенных границах убьет памятники природы Рыбачьего, уверенны экологи и общественники. Они уже подготовили письма на имя губернатора Марины Ковтун, в которых просят не подписывать постановление (смотри «ДОСЛОВНО»). Готовы защитники природы и к более кардинальным мерам.
- Мы сейчас готовим два заявления в прокуратуру: по опротестованию результатов экспертизы проекта парка и о проверке законности земельного отвода Печенгского района, - рассказывает о планах Ольга Петрова.
Впрочем, сама Ольга говорит, что механизм реорганизации границ парка существует. Нужно будет повторное обоснование и экологическая экспертиза, которую должно будет проводить Минприроды. О том, что территория может быть расширена, говорят и в региональном ведомстве.
- Одновременно следует обратить внимание на то, что министерством запланировано проведение дальнейших работ по изучению территории и выявлению ценных объектов, нуждающихся в особой охране, - подчеркивают в ведомстве.
Фото: Вероника СЕЛИВЕРСТОВА
Пейзажи Рыбачьего манят туристов со всей страны. Это одно из немногих мест российского побережья, где можно вплотную подойти к Северному ледовитому океану и даже, набравшись смелости, искупаться в нем.
Шлагбаум и плата за въезд?
На тех, кто продвигает идеи создания охранной зоны, в интернете уже сейчас нападают туристы и местные жители. Боятся, что с открытием парка полуострова закроют кордонами, перестанут пускать туристов или начнут брать плату за проезд. Однако эти опасения беспочвенны.
- Конечно, «запретить и не пущать» – самое простое, но на Рыбачьем и Среднем не появится шлагбаума, упор будет сделан на ответственность посетителей парка, которым будут сообщать, что можно, а что нельзя, предупреждать об ответственности - объясняет Олег Суткайтис, руководитель Баренц-отделения WWF.
Проект постановления правительства, на основе которого будет создан парк, подразумевает, что при наличии разрешения на территории можно будет передвигаться на любых автомобилях по дорогам, существующим на 1 января 2014 года, заготовка грибов и ягод, туристическая деятельность, проведение научных исследований, а также любительское и спортивное рыболовство. Кстати, ценителей «тихой охоты» из Печенгского района на полуострова пустят и без такого допуска. А общественники смогут осуществлять деятельность на особо охраняемой территории в уведомительном порядке.
- Особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны, для природного парка будут установлены ограничения на ведение хозяйственной и иной деятельности, - уточняет специалист регионального Минприроды Павел Богданов.
Режим парка предусмотрит ограничения по местам, где можно разбивать туристические лагеря и жечь костры, запретит охоту, складирование и захоронение любых видов отходов. Для природоохранной зоны «Скалы полуострова Средний» дополнительно запретят сбор геологических образцов без разрешения уполномоченного органа, а для «Городецких птичьих базаров» - посещение в период с 1 апреля по 31 августа во время гнездования пернатых.
Впрочем, общественники считают, что режим, выбранный чиновниками, тоже не всегда соответствует задачам природного парка.
- Предлагаемый режим может даже способствовать уничтожению природных объектов. В частности, на территории разрешено строительство, прокладка дорог и других коммуникаций, неограниченный выпас домашних северных оленей и овец, - возмущается председатель Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров.
Фото: Вероника СЕЛИВЕРСТОВА
На необитаемых северных полуостровах есть свои песчаные дюны…
Фото: Вероника СЕЛИВЕРСТОВА
…и лунные пейзажи.
Фото: Вероника СЕЛИВЕРСТОВА
Наскальная живопись
На побережье Баренцева моря жизнь кипела тысячелетия назад. Это доказывают находки археологов, которые обнаружили на Рыбачьем не только стоянки древнего человека, но и доисторические наскальные изображения, сделанные красной охрой – писаницы. Эта галерея под открытым небом очень популярна у покорителей тундры. Кое-кто даже пытается снабдить рисунки тысячелетней давности своими комментариями.
Горы вдоль
Мыс Кекурский расположен на северной оконечности полуострова Рыбачий. Здесь в море уходят совершенно мистические перевернутые скалы. Они словно росли тысячелетиями не в высь, а в сторону. От любого прикосновения они крошатся, оставляя на земле каменные «опилки». Издалека скалы Кекурского похожи на прилегшего отдохнуть дракона.
«Уважаемая Марина Васильевна!
На сайте Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области размещен проект постановления Правительства Мурманской области «О создании природного парка «Полуострова Рыбачий и Средний». Как ни странно для природоохранной организации выступать против создания особо охраняемой природной территории, убедительно просим Вас не создавать данный природный парк в предлагаемом МПР Мурманской области варианте. (…) Из него исключена основная доля ценных природных объектов, причем исключена по большей части без каких-либо обоснований. (…) Например, природоохранная зона «Скалы полуострова Средний» в проекте располагается не там, где скалы расположены в реальности, а юго-западнее, на обычной тундре, где не имеется никаких оснований для особой охраны. (…)
С уважением, председатель Совета Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров»
«Губернатору Мурманской области М.В. Ковтун от сотрудников биологического факультете МГУ им. Ломоносова
Территория природного парка не включает наиболее ценные и уязвимые территории. (…) Уникальные экологические условия бассейна реки Выкат позволяют произрастать там видам, характерным для более южных территорий, не теряя при этом зонального разнообразия. Таким образом, уже в настоящий момент бассейн реки является естественным резерватом биоразнообразия. Однако, все нижнее течение реки исключено из границ природного парка, несмотря на то, что в его устье располагается уникальных геологический объект – месторождение строматолитов (самых древних ископаемых остатков, видимых невооруженным глазом – Ред.)»
«Министру природных ресурсов и экологии РФ С.Е.Донскому
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области по непонятным причинам пренебрегло переданными материалами и подготовило свой проект создания природного парка, из которого данные ценные природные участки без внятной мотивации были исключены. При этом материалы содержали явные биологические и географические ошибки. (…) Просим Вас не согласовывать данный проект в представленном виде, а рекомендовать доработать его.
Председатель Мурманского регионального отделения Русского ботанического общества Н.Е.Королева»
Фото: Вероника СЕЛИВЕРСТОВА
Гранитный линкор на волнах Баренцева моря
Полуостров Рыбачий расположен на севере Мурманской области. Омывается Баренцевым морем и Мотовским заливом. Наивысшая точка - гора Эйна, 299 метров. Море у побережья полуострова благодаря теплому Нордкапскому течению не замерзает. Прибрежные воды богаты рыбой (сельдью, треской, мойвой), в реки заходит семга. Роль моста, соединяющего Рыбачий с Большой землей, играет полуостров Средний.
Здесь найдено около 30 стоянок древних людей (мезолит и неолит) и самые северные в европейской части России образцы наскальной живописи (на реке Майка). Издревле в прибрежных водах саамы и поморы ловили рыбу. С XVI века уже упоминается и название Рыбачий полуостров. В XVII веке здесь находилось 16 рыбацких становищ. В 1826 году при проведении границы с Норвегией полуостров был отнесен к России. В 1918 году большевики уступили Финляндии западную часть Рыбачьего и большую часть Среднего. В 1940 году эти территории вошли в состав СССР. Во время Великой Отечественной войны здесь проходили ожесточенные бои между советскими и немецкими войсками. Взломать оборону немцам не удалось, а полуостров получил прозвище «гранитный линкор». В Мурманске в честь героев Рыбачьего названа улица. Сейчас на полуостровах расположено 27 братских захоронений.
После окончания войны Рыбачий был сильно милитаризован, так как находился в непосредственной близости от Норвегии – члена НАТО. Сейчас большинство военных гарнизонов закрыто. На полуострове расположены 2 населенных пункта: Цып-Наволок и Вайда-губа.
Рядом с полуостровом Средним находятся Айновские острова, известные своими птичьими базарами.
Фото: Вероника СЕЛИВЕРСТОВА
Экологи опасаются, что утверждение парка в предложенных границах введет туристов в заблуждение и популярные места для стоянок и «покатушек» по тундре сместятся за кордоны, как раз на те участки, где северная природа нуждается в особой защите.