Премия Рунета-2020
Мурманск
+5°
Boom metrics
Общество14 октября 2014 9:00

На плечах отсупавшего врага советские войска ворвались на окраину Петсамо

В этот день 70 лет назад – 14 октября 1944 года – в ходе продолжавшейся Петсамо-Киркенесской наступательной операции советские войска завершили окружение группировки противника в районе Петсамо-Печенги, вышли на окраину города и завязали бои за него
Иван ГАНИН
К исходу 14 октября были отсечены пути отхода основной группировки войск 19-го горного корпуса. Фото: Евгений ХАЛДЕЙ.

К исходу 14 октября были отсечены пути отхода основной группировки войск 19-го горного корпуса. Фото: Евгений ХАЛДЕЙ.

«С утра 14 октября наша дивизия совместно с подошедшими сюда танками возобновила продвижение на Петсамо, - вспоминал генерал-майор Харитон Худалов, командовавший в ту пору 10-й гвардейской дивизией, - Захваченные в бою пленные из 2-й горнострелковой дивизии и самокатно-разведывательной бригады «Норвегия» показали, что их соединения имеют задачу любой ценой задержать наше продвижение, не дать Красной Армии прорваться к Петсамо. Горные егеря и впрямь ожесточенно сопротивлялись, цепляясь за каждую сопку, то и дело переходя в контратаки. К середине дня части 10-й гвардейской были в 10–12 километрах от перекрестка дорог, куда должна была выйти с Западной Лицы та группировка противника, которую командарм В.И. Щербаков замышлял окружить… Вскоре разведчики привели пленного. Он сообщил, что все запасы продовольствия и снаряжения эвакуируются из Петсамо в район Киркенеса. Но поскольку автотранспорт с перевозками не справляется, немецким частям, обороняющим Петсамо, строжайше запрещено отходить. Потому-то на нашем пути фашисты цепляются за каждую сопку.

...Упорно пробиваемся к перекрестку дорог. Беспокоюсь за совершенно открытый с востока правый фланг дивизии. С наступлением темноты 35-й полк начинает движение в походных колоннах. Командир полка Кардаш докладывает о месте нахождения головного батальона через каждые 30 минут. Слышу, как в районе перекрестка дорог вспыхнула сильная перестрелка. Получаю доклад: бой ведет отряд наших танкистов и пехотинцев. Но с кем именно? Если это подразделения разбитой нами ранее 2-й горнострелковой дивизии, переброшенные сюда из Луостари, то мы, несомненно, сомнем их. А если более крупные силы?.. Теряюсь в догадках и ругаю в душе дивизионную разведку, сработавшую сегодня неточно.

Вскоре выяснилось, что с отрядом вел бой батальон горных егерей, оборонявшихся ранее у Западной Лицы. Он входил в состав 6-й горнострелковой дивизии и теперь был направлен для самостоятельных действий — пытался удержать за собой дорогу, ведущую на запад. Батальон горных егерей — это, конечно, не сила. Мы смяли его с ходу. 14 октября к 22.00 перекресток дорог был в наших руках. Теперь предстояло решить самую трудную задачу: не дать врагу прорваться по этой дороге на запад... Два полка, заняв позиции подковой, обращенной на северо-восток, перехватили все дороги. Орудия прямой наводки и танки нацелились в сторону, откуда ожидалось появление неприятеля. Местность, на которой войска заняли оборону, была возвышенной, а расположение подразделений напоминало засаду. Ночь способствовала маскировке. Начали ждать... Гитлеровцы появились почти одновременно и на восточной дороге — со стороны Западной Лицы, и с севера — со стороны Петсамо… Ослепив противника огнем и нанеся ему потери, дивизия перешла в атаку. Егеря не выдержали удара, начали отступать. Теперь нужен был рывок, мгновенный и сильный, чтобы на плечах врага ворваться в Петсамо».

Таким образом, наши части оказались на окраинах Печенги. Успешно действовали и соседи 10-й гвардейской. 14-я стрелковая дивизия, отразив неоднократные контратаки противника, 14 октября перешла в наступление и ворвалась в населенный пункт Какури, уничтожив до 500 гитлеровцев, а несколько часов спустя части дивизии вплотную подошли к Петсамо. В ожесточенных боях они перерезали путь отхода противника из района Западной Лицы на запад. 65-я стрелковая дивизия развивала наступление на Печенгу по тундре от горы Намо-айви через высоты 369,4 и 164,6. 114-я стрелковая дивизия вела разведку на Ахмалахти и Никель.

На подступах к Печенге отличился командир танка 7-й отдельной гвардейской танковой бригады младший лейтенант Ашот Асриян. 14 октября огнем из танка он уничтожил 40 грузовиков противника с пехотой и боеприпасами, противотанковую батарею, 10 легковых автомашин, подавил 12 огневых точек и вместе с подоспевшими экипажами других танков захватил в плен группу гитлеровцев. В этом бою танк, управляемый Асрияном, был частично выведен из строя, а все члены экипажа были тяжело ранены, но несмотря на это младший лейтенант не вышел из схватки. А когда подошло подкрепление, отважный танкист пересел на исправную машину и снова ринулся в бой. Он стал Героем Советского Союза.

Продолжал активно действовать Северный флот. 14 октября 2 торпедных катера и 2 сторожевых катера высадили по 100 человек десантников в районе мысов Нумерониеми и Ристиниеми, которые заняли позиции расположенных там батарей неприятеля. Авиация флота в 60 самолето-вылетах бомбила Киркенес, у мыса Нумерониеми потопила 1 мотобот с людьми, у Порсангерфьорда - 1 сторожевой корабль, 1 тральщик и 2 транспорта водоизмещением 5 и 10 тысяч тонн, ставила мины в Бекфьорде, вела воздушную разведку, прикрывала наши наступающие части и суда в море. Не отставали и пилоты 7-й воздушной армии. Так, 14 октября наступлению 131-го стрелкового корпуса мешал опорный пункт на высоте 181, находившийся на развилке шоссейных дорог, ведущих на Петсамо. Погода стояла скверная, поэтому на задание вышли лучшие экипажи во главе с капитаном Г. Пьянковым. Но когда группа штурмовиков была уже в воздухе, части корпуса заняли восточный скат этой высоты. Авианаводчик вовремя перенацелил летчиков на западные скаты. Удары штурмовиков оказались очень точными и эффективными. Четверка Пьянкова подавила огонь артиллерийских орудий и минометов, расчистив тем самым путь пехоте. Благодаря этому налету наши части заняли всю высоту.

К исходу 14 октября были также отсечены пути отхода основной группировки войск 19-го горного корпуса, ожесточенно сопротивлявшейся восточнее Печенги. «С востока, - пояснял в книге «Заполярье – судьба моя» командующий 14-й армией Владимир Щербаков, - на них нажимали части оперативной группировки Б.А. Пигаревича, обеспечивая правый фланг главной группировки. С юго-востока – войска 131-го корпуса генерал-майора З.Н. Алексеева, с юга – войска 99-го корпуса генерал-майора С.П. Микульского». Но прежде, чем двигаться дальше, нужно было занять Печенгу. При имевшемся соотношении сил вражеские части, засевшие там, были, фактически, обречены. Вопрос заключался лишь в сроках взятия города. Штурм Печенги и стал главным делом следующих суток.

Следите за историческими хрониками Петсамо-Киркенесской операции в октябре вместе с «Комсомольской правдой» по хэштегу #70петсамо.