Премия Рунета-2020
Мурманск
+4°
Boom metrics
Общество27 июня 2013 12:06

Следственный комитет обвинил в гибели СПБУ «Кольская» двух топ-менеджеров АМНГР

Это и.о. главного инженера Леонид Бордзиловский и и.о. заместителя генерального директора общества Борис Лихван. Один из обвиняемых не понимает, почему в списке виновных отсутствует фамилия его начальника
Это один из последних снимков, сделанных на борту "Кольской" незадолго до ее гибели. Члены экипажа, одевшись в гидрокостюмы, ждут эвакуации. Вертолет, увы, прилетел уже после того, как платформа перевернулась.

Это один из последних снимков, сделанных на борту "Кольской" незадолго до ее гибели. Члены экипажа, одевшись в гидрокостюмы, ждут эвакуации. Вертолет, увы, прилетел уже после того, как платформа перевернулась.

Похоже, следствие о гибели платформы «Кольская» подошло к своему концу. Дальневосточное следственное управление на транспорте СК РФ уверено, что установило все обстоятельства трагедии. Уже предъявлены обвинения двум представителям руководства «Арктикморнефтегазразведки» (АМНГР) – компании-судовладельца «Кольской». Напомним, самоподъемная буровая установка «Кольская» перевернулась 18 декабря 2011 года в Охотском море. Из 67 членов экипажа погибли 53 человека, в основном жители Мурманской области. Спасателям удалось подобрать 14 выживших и 17 тел погибших…

6 главных пунктов обвинения

Леонид Бордзиловский

Леонид Бордзиловский

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

- По версии следствия, к аварии буровой установки и гибели 53 человек привели бездействие и ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей со стороны и.о. главного инженера АМНГР Леонида Бордзиловского и и.о. заместителя генерального директора общества Бориса Лихвана, - заявил официальный представитель СК РФ генерал-майор Валерий Маркин. – Обоим предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц).

Борис Лихван

Борис Лихван

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

Для того, что определить круг обвиняемых сотрудники СК РФ провели уникальное подводное обследование затонувшей буровой установки с применением глубоководного аппарата «Triton» на глубине более километра. Допросили около 200 свидетелей, потерпевших и должностных лиц, провели более 60 судебных экспертиз. В их числе сложная комплексная технико-эксплуатационная экспертиза, многочисленные судебно-медицинские и ситуационные судебные экспертизы. Объем материалов уголовного дела составляет 25 томов!

В чем конкретно виноваты оба обвиняемых? По словам Валерия Маркина, они игнорировали донесения экипажа о повреждениях, полученных «Кольской» во время шторма, и не приняли мер по исправлению критической ситуации.

А именно:

1) они не пресекли нарушения, допущенные ответственным за буксировку. Напомним, им был капитан Михаил Терсин, решивший превысить допустимую в условиях сильного волнения скорость, чтобы выйти из опасной зоны;

2) не дали указание о незамедлительном спуске опорных колонн платформы для улучшения ее остойчивости (способности судна противостоять внешним силам), и переходе «Кольской» в режим дрейфования.

3) когда, наконец, Лихван и Бордзиловский дали капитанам СПБУ «Кольская» указание о спуске колонн, оно уже явно запоздало. В деформированные передние танки опор поступила вода и механизм потерял работоспособность. А вот платформа обрела необратимый крен!

4) оба обвиняемых понимали, что жизнь 67 человек, находящихся на терпящей бедствие платформе, подвергается смертельной опасности. Однако они не приняли всех возможных мер по организации и проведению спасательной операции. Более того, Бордзиловский, зная, что насосы не справляются с откачкой поступающей на «Кольскую воды», запретил команде без его ведома подавать сигнал SOS;

5) преступное промедление. С момента поступления в Мурманск информации о критическом состоянии дел на «Кольской» до затопления платформы прошло более 5 часов. По мнению Маркина, прояви обвиняемые должную заботу о судьбе людей, этого времени было бы достаточно для спасения всех моряков и буровиков.

6) Именно по прямому распоряжению Бордзиловского на борту «Кольской» находилось необоснованно большое число людей. 28 человек - вахтовые рабочие, обслуживающий персонал, которым из-за экономии денежных средств Бордзиловский просто не позволил выехать на других судах, не были задействованы в самой буксировочной операции, но разделили общую судьбу с членами экипажа.

Вали на капитана, он утонул

Напомним, платформа затонула в Охотском море в воскресенье - 18 декабря 2011 года. А на следующий день руководство АМНГР провело в Мурманске пресс-конференцию. Еще тогда многие из приведенных выше обвинений были озвучены сразу родственниками погибших и журналистами. Правда, безадресно. Но Леонид Бордзиловский тогда больше кивал на внезапное изменение погоды, а Борис Лихван – на ответственного за буксировку Михаила Терсина. Мол, капитан на судне царь и бог, именно он решал, когда подавать сигнал SOS и сколько людей оставлять на борту СПБУ. Того же мнения придерживался и тогдашний гендиректор АМНГР Юрий Мелехов. Он, кстати, в число обвиняемых не попал, в момент ЧП был в командировке. Михаил Терсин на эти упреки начальства уже ответить не мог, так как вместе с капитанами Козловым и Даниловым остался на дне Охотского моря.

Из руководства АМНГР обвинение предъявлено Лихвану и  Бордзиловскому. Ни и.о. гендиректоар Юрий Мелехов (в центре), ни зам. по флоту Васецкий к отвественности не привлечены. Правда, оба из АМНГР уже уволены.

Из руководства АМНГР обвинение предъявлено Лихвану и Бордзиловскому. Ни и.о. гендиректоар Юрий Мелехов (в центре), ни зам. по флоту Васецкий к отвественности не привлечены. Правда, оба из АМНГР уже уволены.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

- Он недоволен тем, что на него (Лихвана) в полном объеме были возложены обязанности заместителя генерального директора по флоту, в отсутствие Васецкого (еще один зам. гендиректора АМНГР), - сообщила Наталья Дмитриева, дочь погибшего Михаила Терсина и неформальный лидер родственников погибших моряков. - Но Лихван не имел высшего морского образования, а имеет специальное морское образование, поэтому считает обвинение в свой адрес незаконным!Кстати, Борис Лихван, узнав о предъявленном ему обвинении, направил в Транспортную прокуратуру жалобу на действия следователя дальневосточного следственного управления Фердера, который ведет дело «Кольской».

По мнению Бориса Лихвана, ответственность за координирование буксировочной, а затем и спастельной операции должен разделить зам.директора АМНГР по флоту Васецкий. На момент ЧП тот находился в командировке во Вьетнаме, у берегов котрого работало одно из судов АМНГР. Наталья Михайловна представила редакции копию жалобы Лихвана. В ней, в частности, говорится:

«...Зная, что у В.А. Васецкого во Вьетнаме живёт сын, могу только предположить, что человек просто отправился проведать сына. Поскольку проводить аудит на буровом судне «Deep Venture», как это указано одним из пунктов командировочного задания В.А. Васецкого, не было никакой необходимости. Ведь 15 июля 2011 года на судно было выдано полносрочное, сроком на пять лет, Свидетельство об управлении безопасностью. Внутренний аудит, как правило, проводится один раз в год, а здесь решено было провести аудит через 4.5 месяца. Командировка В.А. Васецкого должна была закончиться 11 декабря, а 13 декабря он должен был быть на работе. Однако Мелехов продлил ему командировку, хотя прекрасно понимал, что предстоит сложная операция по буксировке и присутствие в головном офисе заместителя, курирующего флот, крайне необходимо. Но даже находясь в командировке, В.А. Васецкий мог и должен был вести постоянный контроль за буксировкой СПБУ «Кольская». Поскольку в период с 11 по 17 декабря он находился в Вунг Тау, Вьетнам, где у ОАО «АМНГР» имеется представительство, оборудованное стационарным телефоном и имеющее выход в Интернет. ОАО «АМНГР» обладало техническими возможностями переадресации электронной почты, и такая переадресация должна была быть включена, чтобы В.А. Васецкий мог просматривать почту, в том числе и сводки с буровой установки, приходящие на его служебный электронный адрес. Имелась у В.А. Васецкого и служебная мобильная связь, посредством которой он мог связывать с любой точкой мира, что В.А. Васецкий и делал. Единственно, куда он не звонил, так это на буровую установку. Однако следственные органы почему–то проходят мимо фактов самоустранения от контроля над ходом буксировки заместителя генерального директора, курировавшего флот...»

В списке Ространснадзора виновных больше

Пока неизвестно, какое решение в ответ на жалобу Лихвана примет транспортная прокуратура. Кстати, когда в мае 2012 года свое расследование причин гибели «Кольской» закончил Ространснадзор, фамилия Васецкого также фигурировала в списке ответственных за трагедию. По мнению экспертов, вина за случившееся падала на 7 человек. Это и. о. гендиректора компании-судовладельца Юрий Мелехов, его заместители Василий Васецкий и Борис Лихван, ответственный за общее руководство буксировкой «Кольской» Михаил Терсин, капитан платформы Сергей Данилов и капитан ледокола «Магадан» Роман Могилян. Причастен к трагедии и управляющий директор Дальневосточного морского пароходства Владимир Корчанов.

В ближайшее время потерпевшим, обвиняемым Лихвану и Бордзиловскому и их защитникам объявят об окончании следственных действий и дадут ознакомиться с материалами уголовного дела.