Североморца Анатолия Липина в Мурманской области знали как опытного спортсмена и хорошего организатора различных соревнований для велосипедистов. И мало кто мог предположить, что председатель велоклуба «Пилигримы», всегда пропагандирующий безопасность даже в одиночном велопробеге, может погибнуть в ДТП.Трагедия произошла 19 июня на 1501-м км федеральной трассы «Кола». Эту часть М-18 мурманчане называют печенгской дорогой. Анатолий Михайлович руководил ежегодным традиционным велопробегом по странам Баренц-региона. Он и его ученики ехали из Североморска в Киркенес. В составе группы помимо двух взрослых было восемь детей в возрасте от 10 до 16 лет. Около полудня они остановились на привал. А после короткого отдыха решили пересечь дорогу.В это время со стороны Заполярного ехал легковой автомобиль «Хендай Солярис». По предварительным данным пресс-службы УМВД, из-за ограниченной видимости на этом участке водитель поздно заметил пересекающих дорогу детей с велосипедами. Мужчина понял, что затормозить уже не успеет, и, чтобы избежать трагедии, выехал на встречку, где сбил Анатолия Липина. Предотвратить автокатастрофу водителю не удалось, зато из-за этого маневра существенно сократилось число жертв. Липин погиб на глазах у своих ребят.Спрашивается, почему опытнейший велопутешественник решил перевести группу через дорогу именно в этом месте?- Именно на 1501-м километре организован так называемый карман для отдыха путешественников, и здесь мы всегда устраиваем небольшой перекус, - говорит Ольга Липина, вдова Анатолия Михайловича и его соратник по велоспорту. – Да и дорогу в этом месте мы переходили не раз. Разумеется, с соблюдением всех требований безопасности.По словам вдовы, приближающийся транспорт здесь видно издалека как со стороны Мурманска, так и со стороны Заполярного, несмотря на то, что место это находится во впадине.- Я сомневаюсь, что в этот раз Анатолий принял решение переходить дорогу, несмотря на приближающийся автомобиль, - уверяет Ольга Липина. - Скорее всего, водитель ехал со значительным превышением скорости. Да и сами дети говорят, что сначала увидели иномарку и лишь потом услышали характерный шум двигающегося на скорости автомобиля.Проверка всех обстоятельств этой трагедии, которую ведет ГИБДД, еще не закончена.КСТАТИПочему школьники ехали без полицейского эскорта?В этой истории есть еще один спорный момент. Автоинспекторы не исключают, что «Пилигримы» должен был уведомить их о велопробеге и двигаться по трассе с эскортом машины ДПС. В ГИБДД ссылаются на постановление РФ №446 от 3 мая 1994 года, в котором говорится, что при проведении спортивного мероприятия вне специального спортсооружения организаторы не менее чем за месяц должны согласовать его порядок и график с правоохранительными органами. В «Пилигримах» же уверяют, что велосипедисты, в том числе и дети в сопровождении взрослых, имеют полное право передвигаться по дорогам, разумеется, с соблюдением правил.ПОМНИМ…Заполярный велоспорт понес большую потерюВалерий Маган, директор ДЮСШ Кольского района:- К сожалению, нам не довелось долго проработать вместе, вместе нам удалось организовать всего два мероприятия. Тем не менее, и работы над ними мне хватило, чтобы понять, что Липин по-настоящему болеет велоспортом и делает многое для его развития. Мурманская область понесла большую потерю в его лице. Приношу глубокие соболезнования родным и близким Анатолия Михайловича.Владимир Марченко, председатель велоклуба «NordBike»:- Анатолий Михайлович был очень целеустремленным человеком, и многое сделал для велоспорта Мурманской области. И, разумеется, на дороге он был далеко не новичок и всегда скрупулезно относился к мерам безопасности как своей, так и своих подопечных. Поэтому вдвойне удивительно, что это случилось именно с ним. Мы скорбим вместе с близкими!Александр Фомин, председатель велоклуба «Мурман»:- Именно отчаянная целеустремленность Анатолия Липина помогла ему сделать так много для мурманского велоспорта. Произошедшее шокировало нас всех. Приносим искренние соболезнования родным и близким.ИЗ ДОСЬЕ «КП»Анатолий Михайлович Липин родился 11 сентября 1950 года в Калининграде.Образование:1972 г. - Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А. С. Попова, специальность «Программист».Трудовая деятельность:Более 20 лет служил на Северном флоте.1972 - 1976 гг. - в учебном центре 3-й флотилии атомных подводных лодок (Гаджиево) руководил созданием тренажера для командного состава подлодок.1976 - 1993 гг. - в Североморске в вычислительном центре командного пункта штаба флота: старший инженер группы программистов, помощник оперативного дежурного флота по АСУ, старший офицер вычислительного отдела.Автор более двух десятков рацпредложений и изобретения в области электротехники. В 1993 году в звании капитана 2-го ранга уволен в запас.1990 г. - создал в Североморске велоклуб «Пилигрим» (ныне - детская общественная организация).За эти годы он организовал ряд масштабных велопробегов клуба:1996 г. - «Петр Великий» по маршруту Мурманск - Заандам (Нидерланды), посвященный 300-летию Российского флота и пребывания Петра I в Нидерландах (4800 км);2000 г. - по очагам православия трех стран Баренцева региона, посвященный 2000-летию Рождества Христова (3300 км);2001 - 2007 гг. - традиционные пробеги «Кольская дорога» (1500 км) по территории Мурманской области;2001 - 2011 гг. - ежегодный Велопробег детей и молодёжи Баренцева региона по территории Мурманской области, Финляндии, Швеции и Норвегии.С 2008 года - руководил Федерацией велосипедного спорта Мурманской области. Активно участвовал в организации и проведении Чемпионатов Мурманской области по велоспорту на шоссе и кросс-кантри. Инициатор и организатор традиционных соревнований «Велогонка в гору» в Североморске и «День шахтёра» в Никеле.Имеет сына и двух дочерей.Анатолию Михайловичу было 62 года.