Премия Рунета-2020
Мурманск
-9°
Boom metrics
Общество7 февраля 2013 5:40

Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: - Брэд Питт назвал «Возвращение» образцом независимого кино

Самый известный российский режиссер будет снимать в Мурманской области новую историю
Источник:kp.ru
Режиссер вернется в Кировск через два месяца и продолжит искать актеров для новой картины.

Режиссер вернется в Кировск через два месяца и продолжит искать актеров для новой картины.

Похоже, что Кольское Заполярье действительно стало излюбленным местом для кинематографистов, причем не только российских. Регулярно здесь снимает свои фильмы Николай Досталь. В прошлом году в Кировске работал известный по «Крепкому орешку-2» и «Скалолазу» американский режиссер Ренни Харлин. Он снимал в Заполярье «Случай на перевале Дятлова». А уже в этом году в Кировск приехал со своей командой Андрей Звягинцев, обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за фильм «Возвращение».

Его имя мало что скажет потребителю голливудской жвачки и отечественных «мыльных» эпопей, а вот для поклонников арт-хауса или независимого кино он настоящий гуру.

Звягинцев уже приезжал в город горняков прошлой осенью на подбор натуры для своего нового фильма под названием «Левиафан». Впрочем, тогда визит самого известного за рубежом российского режиссера остался незамеченным. В этот раз все было по-другому. Ведь Звягинцев и его ассистенты проводили в Кировске кастинги для массовки, а это всегда вызывает ажиотаж. В городском ДК, где собирались все желающие попасть в кадр, нам и удалось поговорить с режиссером.

Городов, подобных Кировску, я нигде не встречал!

- Почему именно Кольский полуостров, именно Кировск был выбран для съемок?

- Мы начали поиски натуры в июне прошлого года. Потратили четыре месяца! По всем направлениям в радиусе 600 километров от Москвы проехали огромное количество городов. Я даже не помню сколько, наверное более семидесяти. После этих путешествий я понял, что нас что-то не устраивает - не было ощущения целостного образа от города. Были интересные отдельные объекты, а общей картины городской среды мы не обнаружили. А ведь больше половины действия фильма происходит в городе. Поселковая среда тоже будет. Там находится дом главного героя, который мы, кстати, будем строить. К сожалению, я не могу сказать, в каком именно поселке среди гор мы будем снимать.

- О чем будет фильм?

- Это самый сложный вопрос. Фильм называется «Левиафан». Сюжет я вам рассказать не могу. По сути, это история любви, история частной жизни одной семьи в условиях социальной неустроенности. Это будет современная история. Мы нигде не будем указывать, что это 2013 год, что это Кировск. Просто дадим собирательный образ города среди гор. Кировск сразил нас тем, что здесь удивительный ландшафт. Ты смотришь на панельный дом 70-80 годов постройки, такой ты можешь увидеть где угодно… Но за этим домом, в непосредственной близости, огромный склон горы! И куда ни глянь, везде горы, город как будто находится в огромной чаше. Это, конечно, очень впечатляет. Все остальные города - обыкновенные. А Кировск и очень цельный, и интересен как пространство. Я больше нигде не видел такого!

- Эта картина продолжит линию исследования человеческой души, отношений в семье, начатую вами в других фильмах?

- Я думаю, еще столетиями эта тема будет неисчерпаема. Мало того, она постоянно возобновляема. Ее нельзя исчерпать. Она такая же многообразная, как и сам человек.

Я вижу мир трагически

- Есть ли надежда, что в вашем творчестве появятся более мажорные нотки? Действительно ли так все беспросветно?

- Понимаете, у каждого есть так называемый приемник, настроенный на определенную волну. Кто-то слушает «Эхо Москвы», кто-то радостные вести с полей. Человек сам себя настраивает. Кто-то снимает «Ёлки», «Жмурки» какие-нибудь там. Я сейчас безоценочно говорю, какие-то веселые фильмы. Кому-то это по душе. Я не знаю, зачем это смотреть, а уж тем более делать! Но так уж устроен мой организм, что я вижу мир трагически и ничего с этим поделать не могу. Мне кажется, должны быть все грани, пусть растут все цветы. Пусть будут одни фильмы, пусть будут другие. Всем найдется место под солнцем.

- Вы не связываете ваше отношение к действительности с тем, что общество сейчас, мягко говоря, не здорово? Что человек порочен?

- Да, я могу сказать так, вы это видели по фильму «Елена». И это не русская ментальность, а просто ситуация, когда обнажился в человеке инстинкт выживания. Сейчас это очень остро. Жизнь современного человека – разменная монета. Боюсь ошибиться, но мне кажется, что бывают такие времена, когда некоторые вопросы и проблемы обостряются с особой силой. И та история, которую мы собираемся снимать сейчас, будет в высшей степени актуальна.

- Вы меняете мир?

- Если бы искусство меняло мир, он уже давно был бы прекрасным и замечательным. Но, к сожалению, искусство всего лишь вызывает некую вибрацию, некую высокую ноту. А та создает некий баланс сил нашего негативного воздействия на окружающую нас социальную среду. И иногда ты смотришь на что-нибудь прекрасное, и в тебе возникает волнение, и ты становишься готов к каким-то другим действиям. В тебе создается напряжение, некое усилие идти вверх. Но это не меняет мир. Все равно человек движется за собой, за своим я. А оно многообразно, сердце человека – поле битвы. Каждый человек решает все внутри себя. Поэтому изменить мир, к сожалению, никто не в силах. Ни тиран, ни святой.

Хочу снять Киевскую Русь

- Действие всех ваших фильмов происходит в современном мире, но в интервью вы не раз говорили о желании сделать несколько исторических проектов. Как продвигается дело?

- Замыслы есть. Один из них – события, произошедшие в 1015 году в Киевской Руси, после убийства Бориса и Глеба. Действие происходит не только в Киеве, но на территории современной Польши. История масштабная, мощная, зрелищная. И сам драматургический материал невероятный. Я даже подумывал о западной звезде, какой-нибудь актрисе, которая сыграла бы польскую княжну.

- И кого хотите позвать?

- Памятуя, что 15 лет в Варшаве прожила Софи Марсо, даже подумывал, что это могла бы быть она. Но это очень дорогостоящий проект. К сожалению, большие деньги дают только на блокбастеры, на зрелищное кино. А эта история вне развлекательного. Это история воина-монаха, его путь.

Другой замысел – Великая Отечественная война. Бабий Яр – одна новелла, вторая – зимний блокадный Ленинград, самое лютое время. И третья история частная. Мне ее рассказал мой друг. Это история его деда, молодого ефрейтора, который остался один почти на передовой. Эти три новеллы объединены общим названием. Реализация этих проектов станет возможной, как только появятся деньги и продюсер, который захочет в это вложиться.

В Голливуд меня не пускает незнание английского

- Ваши фильмы постоянно участвуют в крупных кинофестивалях и пользуются успехом. Но не каждый российский зритель сможет вспомнить фамилию Звягинцев. Почему?

- Мне трудно об этом судить. Кинотеатры посещает в основном публика от 14 до 25 лет. Я давно уже не их поля ягода. Мне уже вдвое больше, чем самому старшему из них. Это не моя целевая аудитория. Я не очень люблю использовать этот термин, потому что не ставлю целью угодить какой-нибудь аудитории. Просто делаешь фильм, исходя из себя, и находится зритель, которому это интересно. А в Европе и Америке есть культура посещения кинотеатров. Семейная, можно сказать. У нас она тоже была, но почему-то иссякла.

- Многие фестивальные режиссеры через какое-то время получают приглашение от Голливуда снять какой-нибудь «интеллектуальный блокбастер» или жанровое кино для массового зрителя. Обращались ли к вам?

- Меня уже дважды приглашали вступить в американскую Гильдию кинорежиссеров. После «Возвращения» Луиджи ди Лаурентис предлагал сделать совместный проект. Тот самый Лаурентис, который учредил свою премию на Венецианском кинофестивале. Были и в Америке заинтересованные люди. Но я почему-то никак не отреагировал, просто написал, что подумаю. Брэд Питт, только создавший вместе со своей тогдашней женой Дженнифер Энистон свою компанию, собирался поддерживать авторское, независимое кино. Они очень были заинтересованы. Он показал «Возвращение» своей команде как образец: вот такие фильмы мы будем делать! Это было, конечно, очень лестно. Я и до этого считал, что Питт не глянцевая обложка, а очень интересный человек. Но, к своему стыду, я не знаю английского языка. А для съемок в Америке нужно хорошо им владеть.

Кировск как нельзя лучше подошел на роль провинциального городка.

Кировск как нельзя лучше подошел на роль провинциального городка.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

***

На самом деле долго сетовать на незнание английского Андрею Звягинцеву некогда. Уже в апреле он вернется в Кировск для продолжения кастинга. А съемки «Левиафана» начнутся на исходе лета.

Три самых известных фильма Звягинцева

• «Возвращение« (2003)

• «Изгнание« (2007)

• «Елена« (2011)