Общество16 января 2013 10:00

От Мурманска до Абрам-Мыса больше не доплывешь

Добраться до микрорайона теперь можно только на автобусе
Катер возил мурманчан на Абрам-Мыс и зимой, и летом. Но особенно низкобюджетная прогулка по заливу радовала туристов. Увы, одной достопримечательностью стало меньше.

Катер возил мурманчан на Абрам-Мыс и зимой, и летом. Но особенно низкобюджетная прогулка по заливу радовала туристов. Увы, одной достопримечательностью стало меньше.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

До недавнего времени северяне могли смело сравнивать Мурманск с Венецией. С жемчужиной Адриатики нас связывала простая вещь — катер, который ходил от Мурманска до Абрам-Мыса. Согласитесь, напоминает знаменитые водные такси итальянского города? Увы, катер канул в Лету. С 1 января Мурманск больше не связан со своим западным микрорайоном водным транспортом.

- На катере мы возили северян несколько десятков лет. Все это время мероприятие было убыточным, - рассказывает Сергей Лейнов, генеральный директор компании «МАСКО», организующей перевозки. - За прошлый год убытки потянули на 5,5 миллиона рублей.

Цена одной поездки на катере составляла 17 целковых - столько же, сколько и в городском транспорте. Только если в автобусах или маршрутках стоимость менялась из года в год, то вот на судне оставалась «железной» более 5 лет. А по-хорошему, как говорит Сергей Лейнов, уже давно должна была вырасти до 100 рублей.

Постоянными пассажирами катера всегда были грибники, рыбаки, редкие туристы и сами жители Абрам-Мыса. Но их было явно недостаточно, чтобы предприятие стало прибыльным. Да и новый мост через Кольский залив насолил. Когда его не было, катер ежегодно перевозил около 400-500 тысяч человек. Как только два берега соединились «мурманской милей», поток пассажиров упал в разы. И в прошлом году услугами водного «такси» воспользовались всего лишь 30 тысяч северян.

Контрольным выстрелом по катеру стали нововведения по безопасности, которые вступили в силу с января этого года. На старых катерах выполнить их было сложно. «Метели-2» уже 33 года, а «Челюскинцу» и вовсе – 55!

- Согласно требованиям, мы должны были оборудовать судна множеством камер наблюдения, металлодетекторами. Добавьте к этому обязательное страхование пассажиров. У нас просто нет средств на переоборудование катеров — это свыше 5 миллионов рублей! - отмечает гендиректор «МАСКО». - Конечно, администрация Мурманска помогала нам финансово, но этих средств было недостаточно, чтобы мы и дальше могли поддерживать маршрут. Да и он, по факту, не нужен. Для нас он был лишь социальной нагрузкой.

По мнению Сергея Лейнова, Абрам-Мыс ничем не отличается от других населенных пунктов, до которых северяне добираются на колесах. Например, до Минькино (31 км от Мурманска) или Дровяного (20 км). А вот расстояние от Мурманска до Абрам-Мыса - 27 км. Правда, на катере добраться до микрорайона можно было всего-то за 10-15 минут, на автобусе же раза в 2-3 дольше. Зато ходит он чаще: 14 раз в день против 6 рейсов на катере. Стоимость поездки на нем — те же 17 рублей.

Возобновлять водный маршрут «МАСКО» не планирует. Мол, красиво и интересно, конечно, ехать на работу по Кольскому заливу, но такое путешествие больно бьет по кошельку предприятия.

На западный берег залива будет бегать маршрутка

Как сообщает пресс-служба мэрии Мурманска, уже со следующей недели до Абрам-Мыса и обратно станут ходить автобусы малой вместимости № 60. Когда-то северяне уже могли пользоваться услугами этой маршрутки, но в 2007 году рейсы сняли — они оказались убыточными. Теперь их возобновляют по инициативе мэрии.