Премия Рунета-2020
Мурманск
+2°
Boom metrics
Дом. Семья11 марта 2012 22:00

Как помочь заполярным родителям «особых» деток?

Механизм поддержки семей с детьми-инвалидами подсказали жителям Мурманской области гости из Питера
Источник:kp.ru
Помочь детям с ограниченными возможностями органично влиться в повседневную жизнь - задача, стоящая перед любым нормальным обществом.

Помочь детям с ограниченными возможностями органично влиться в повседневную жизнь - задача, стоящая перед любым нормальным обществом.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

Никто не станет спорить, что детям, имеющим ограничения в здоровье, нелегко приспособиться и влиться в текущую рядом жизнь. Единицы из них заканчивают обычные образовательные учреждения, еще меньшее количество находит друзей среди здоровых сверстников. Россия не Европа, и как бы много ни говорилось и ни делалось для установления так называемого «мира равных возможностей», до него все еще очень далеко. А потому рождение «особого» ребенка все еще воспринимается как приговор, как крест на дальнейшей счастливой судьбе.

Не будем сегодня говорить о том, что облегчает жизнь заполярным детям-инвалидам. Давайте подумаем о том, как можно помочь родителям «особых» малышей.

Такая семья - в группе риска

- Семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, находятся в группе риска по социальному сиротству. Им нужно помогать и поддерживать на их нелегком пути, - делится своим опытом программный директор центра «Партнерство каждому ребенку» из Санкт-Петербурга Ирина Зинченко.

У себя, в северной столице, Ирина и другие сотрудники центра нашли способ поддержки таких родителей. С их подачи в Питере начала развиваться услуга кратковременного размещения ребенка-инвалида в принимающей семье. На прошлой неделе этот проект презентовали в Мурманске в надежде на то, что он приживется на территории Кольского Заполярья и облегчит жизнь нашим «особым» семьям.

- Между собой мы называем эту услугу «Передышка», ведь это действительно как глоток свежего воздуха для родителей детей-инвалидов, - отмечает Ирина.

Суть услуги достаточно проста. С одной стороны, центр находит семьи, которым жизненно необходима «передышка», с другой - людей, готовых приютить «особого» малыша или присмотреть за ним. Принимающие семьи проходят определенную подготовку - двухмесячные курсы, работают с психологом. После этого они знакомятся с «подшефной» семьей, договариваются о формате взаимодействия. По регламенту «Передышки» родители могут оставить ребенка в принимающей семье не более чем на 360 часов в год. Причем можно использовать положенный лимит по 2-3 часа, а можно оставить чадо с принимающей семьей на 15 суток и устроить небольшие каникулы.

- У всех семей абсолютно разные ситуации. Среди наших подопечных много мам, у которых, помимо «особого» ребенка, есть еще дети и им также необходимо внимание родителей, отпуск, прогулки. Есть семьи, которым нужна была «передышка» на то время, когда мама лежала в роддоме, рожала следующего малыша! - рассказывает Ирина Зинченко.

Курсы для добровольцев

Сама Ирина отмечает, что на этапе, когда будущая услуга только формировалась, и у родителей деток-инвалидов, и у волонтеров опасений было предостаточно.

- На самом деле у потенциальных принимающих семей страхов было даже больше. Как справиться с «особым» ребенком? Что делать, если ему понадобится медицинская помощь? Подобных вопросов было много, - говорит Ирина.

Потенциальные принимающие семьи в Санкт-Петербурге проходят двухмесячные курсы. К встрече с «особым» ребенком их готовят психологи и преподаватели центра «Партнерство каждому ребенку». Предполагается, что в Мурманске подобные занятия будут проходить на базе Центра развития семейных форм устройства детей, под эгидой программы «Детские деревни SOS».

Кто же сможет стать принимающей семьей? По практике петербургского опыта в волонтеры проекта идут семейные пары.

- Люди приходят по разным причинам. Когда начинали проект, мы спросили у наших семей: кто-нибудь хоть иногда остается с их ребенком? Оказалось, что взять временную заботу об «особом» малыше на себя готовы жалостливые соседи, друзья, даже воспитатели спецучреждений. Для последних это отчасти профессиональный интерес, например воспитатель коррекционного садика остается после занятий с одним из воспитанников, пока не освободятся его родители. Она видит, как ведет себя ребенок в коллективе, но ей также интересно узнать и его поведение в быту, в домашних условиях, - рассказывает Ирина Зинченко.

Надо ли платить волонтеру?

За свою работу принимающие семьи получают символичное вознаграждение - 100 рублей за час. По словам сотрудников питерского центра, на этом настаивали и сами родители, и принимающие семьи. Для волонтеров это компенсация небольших расходов, которые неизбежно появляются.

По словам специалистов мурманского НОУ «Центр развития семейных форм устройства детей», аналогов такой услуги нет во всей России. В то же время в Европе практика прикрепления к семье с ребенком-инвалидом ассистента или наемного друга широко развита.

- Уже в этом году мы готовим проект на конкурс для 10 детей. Надеемся начать осенью, - отметила координатор проекта «Мир равных возможностей» Центра развития семейных форм устройства детей Лариса Рябкова.

Очень хотелось бы, чтобы полезное начинание прижилось в Мурманской области и способствовало бы адаптации в обычной жизни не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей!

Что думают мурманчанео «передышке»?

Екатерина ВАШАКИДЗЕ, детский психолог:

- Спросите у любого школьника, подростка: много ли в нашем городе детей-инвалидов? Уверена, что ответ будет отрицательным. Несмотря на множество попыток интеграции детей-инвалидов в современное общество, воз и ныне там. Цель услуги «Передышка» оправдывает любые средства по ее достижению. Предотвращение попадания детей с особыми потребностями в интернаты важно прежде всего для самих детей-инвалидов. Они оказываются социально не готовыми к условиям госучреждения. Равно как и учреждения часто не приспособлены для проживания в них таких деток. Увы, несмотря на большую любовь к своему чаду, у родителей ребенка-инвалида происходит эмоциональное выгорание, не меньшее, чем у педагога в массовой школе. Последние имеют право на отдых, выходные дни, по желанию могут пройти специальные психологические тренинги или оздоровительные программы. Родители детей с особыми потребностями не могут позволить себе роскошь отдохнуть от своего жизненно важного труда. Кстати, по статистике большинство таких родителей воспитывают детей в одиночку. Это делает данную услугу еще более актуальной.

Алексей МИХАЙЛОВ, собственный корреспондент «Российской газеты» в Заполярье:

- Думаю, эта идея очень хороша и вполне может прижиться в Мурманской области. Другое дело, что волонтеров наверняка будет мало, поскольку присматривать за ребенком-инвалидом - дело непростое. Уверен, что необходима поддержка областного бюджета - доплачивать волонтерам хотя бы еще рублей 100-200.

Что касается меня, то я вряд ли смогу быть таким волонтером, поскольку не имею никаких навыков работы с детьми-инвалидами и такую ответственность брать на себя не рискну.

Алена БАБАК, бухгалтер, мама подростка:

- Мне кажется, что это очень разные семьи: в одной может царить уныние и очень тяжелое материальное положение, а в другой - бодрая и оптимистичная обстановка под девизом «Несмотря ни на что!». Многое зависит от настроя самих родителей.

Я сама, наверное, взяла бы ребенка-инвалида на некоторое время. И для того, чтобы проверить себя, но в большей степени для сына. Чтобы он пообщался с таким ребенком и сделал для себя некоторые выводы: о том, что можно жить с тяжелыми недугами и радоваться жизни, и о том, что нужно ценить свое нормальное физическое состояние!