Премия Рунета-2020
Мурманск
0°
Boom metrics
Общество6 июня 2011 22:00

Норвежцы распилят крейсер «Мурманск», севший на мель у их берегов 16 лет назад

Заслуженный корабль Северного флота стал головной болью для экологов северного королевства
Алексей ВАЛДАЙЦЕВ

Песчаная насыпь в водах фьорда острова Соройя растет на глазах и окружает кольцом лежащее на прибрежных скалах ржавое чудовище. По насыпи подъезжают самосвалы, сваливают новый грунт для ее продолжения. Плавучий кран ставит сваи, которые тут же копром забивают в дно. Идет уникальная многомиллионная операция по демонтажу советского крейсера «Мурманск». Орудийные башни этого проржавевшего корабля еще могут внушить трепет своим видом, но судьба его решена: разрушение и утилизация.

Потому и возводят насыпь вокруг крейсера. Затем воду из этого сектора фьорда откачают, и 211-метровый корпус «Мурманска» очутится в своеобразном сухом доке. Специальная техника разрушит остов крейсера, и рассортированные материалы будут вывезены для дальнейшей утилизации и переработки.

- Откачка воды займет 10-14 дней, а работы по разрезке и вывозу остова должны быть завершены к концу 2011 года, - рассказывает норвежская телерадиокомпания NRK. - Стоимость всей операции составляет 328 миллионов крон, это примерно 42 миллиона евро. Сумма немаленькая, но делать нечего, Норвегия ради безопасности окружающей среды готова оплатить эти работы. Крейсер занесло к острову в 1994 году. Корабль, который когда-то был гордостью Северного флота и принимал на своем борту генсека Брежнева, руководство российского Минобороны продало в Индию на металлолом. Для транспортировки крейсера почему-то был выбран штормовой декабрь, что и привело к такому исходу: буксирные тросы не выдержали натиска Норвежского моря и «Мурманск» выбросило на скалы Соройи в провинции Финнмарк.

Там крейсер и пролежал более 16 лет, став местной достопримечательностью - Меккой дайверов и фотографов. В программу некоторых туров по Финнмарку даже включалось посещение советского корабля. В России бывшие члены экипажа «Мурманска» создали посвященный ему сайт, издали книгу про крейсер, предлагали государству его выкупить, чтобы не позорить честь русского флота. Но все пожелания остались тщетны.

В июле 2008 года на день ВМФ над «Мурманском» взвился военно-морской флаг СССР. Сделал это бывший мурманчанин Андрей Мантула.

- Мой отец служил на «Мурманске», такой корабль нельзя забывать, - так объяснил мотивы своего поступка Андрей Владимирович.

Этот жест вызвал небольшой интерес в России, но скоро о крейсере в нашей стране опять забыли. А в Норвегии нет. Местные экологи добились того, чтобы «Мурманск» обследовали на предмет опасности для окружающей среды.

Решение о демонтаже крейсера приняли в августе 2008 года, после того как в образцах, доставленных с корабля, выявили содержание радиоактивных веществ, полихлорбифенила и бромированных замедлителей возгорания, сообщает сайт Barentsobserver.com. Был разработан проект, выделены деньги и в 2010 году работа закипела.

Сейчас кольцо насыпи почти замкнулось, норвежцы подошли к работе обстоятельно. Весь ход операции снимается на веб-камеру. По данным Barentsobserver.com, в дальнейшем будет создан документальный фильм, в который будут включены кадры ускоренной съемки. Это первый случай использования в Норвегии системы «Roundshot livecam», снимающей по одной панораме на 360 градусов каждые три секунды. Посмотреть онлайн-трансляцию последних дней крейсера «Мурманск» можно на сайте murmansk.livecam360.com

Когда кольцо насыпи вокруг крейсера (на фото) замкнется, воду из этого своеобразного дока откачают.

Когда кольцо насыпи вокруг крейсера (на фото) замкнется, воду из этого своеобразного дока откачают.

Окруженный водой остов советского корабля был Меккой туристов и дайверов.

Окруженный водой остов советского корабля был Меккой туристов и дайверов.

Вид на крейсер с высоты птичьего полета до начала работ.

Вид на крейсер с высоты птичьего полета до начала работ.

Крейсер "Мурманск" в составе Северного Флота, 1980-е годы.

Крейсер "Мурманск" в составе Северного Флота, 1980-е годы.

СПРАВКА «КП»

Крейсер для Брежнева

Легкий артиллерийский крейсер "Мурманск". 14-й и последний в проекте 68-бис. Водоизмещение полное – 16300 т. Длина по верхней палубе – 210 м, ширина – 22 м, осадка – 7,26 м. Вооружение: 12 орудий (2 башни в носу и 2 башни в корме) главного калибра – 152 мм; 12 орудий универсального калибра – 100 мм; 32 автомата В-11 калибра 37 мм; 2 пятитрубных торпедных аппарата – 533 мм. Толщина броневого пояса от 32 до 170 шпангоутов – 100 мм, в оконечностях – 20 мм. Нижняя палуба – 50 мм и 20 мм в оконечностях. Боевая рубка: по бокам – 130 мм, палуба – 30мм, крыша – 100 мм. Скорость хода max – 31,5 уз. Экипаж – 1270 человек.

Спущен на воду в 1955 году на верфях Молотовска (ныне Северодвинск). 6 октября зачислен в состав Северного флота. Первый командир – капитан 1 ранга Трифон Григорьевич Катышев. Офицеры набирались из состава кораблей Северного и Черноморского флотов, а также из лучших выпускников военно-морских учебных заведений. Шефство над экипажем берут труженики Мурманского тралового флота.

В 1957 году в рамках хрущевского сокращения армии и флота крейсер начинают готовить к консервации. 4 года «Мурманск» простоял в резерве с уменьшенным на 2/3 экипажем. Но в 1961 году его снова возвращают в строй. Начинается активное участие в учениях, а в 1963 году уходит в дальний поход в Атлантику со спецзаданием и резервным экипажем атомной подводной лодки на борту.

С 31 мая по 2 июня 1967 г. на крейсере совершают переход из Северодвинска в губу Западная Лица генсек ЦК КПСС Л. И. Брежнев, председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин, министр обороны СССР маршал А. А. Гречко, Главком ВМФ адмирал С. Г. Горшков. За время перехода крейсер принимает участие в небольшом показательном учении с ракетными стрельбами.

С 18 марта по 6 мая 1969 г. и с 22 августа по 14 октября 1969 г. крейсер находился на боевой службе в Северной Атлантике и Средиземном море.

С 9 по 30 апреля 1970 г. «Мурманск» участвует в крупнейших учениях «Океан» с выходом в Атлантику. В эти дни произошла трагедия, положившая начало печальной статистике катастроф, связанных с нашими атомными подводными лодками. На подводной лодке К-8 в Бискайском заливе вспыхнул пожар. К борющейся с огнём субмарине спешит «Мурманск» с командующим Северным флотом С.М. Лобовым. 12 апреля К-8 уходит на дно… Большую часть экипажа удалось спасти.

В 1970 году «Мурманск» находится в зоне боевых действий в район Арабо-Израильского конфликта в Средиземном море.

За время своей службы с 1955 по 1982 годы крейсер «Мурманск» прошёл 242 703 мили! Одни его звания говорят о многом: «Лучший корабль среди крейсеров», «Лучший надводный корабль Северного флота», «Лучший корабль ВМФ СССР».

1 декабря 1989 года он выводится из боевого состава и консервируется…

31 декабря 1992 года крейсер «Мурманск» окончательно расформировывается.

При подготовке справки использованы материалы Историко-краеведческого музея г. Полярного.