Генеральная репетиция «Женитьбы» стала своеобразной закрытой премьерой.
Фото: Александра БУТКО
За плечами московского режиссера Вадима Данцигера уже более ста театральных постановок. Одной из последних его работ стал спектакль «Женитьба» по одноименной пьесе Николая Гоголя. В ней приняли участие актеры Мурманского областного драматического театра. Пусть пандемия коронавируса 10 месяцев не позволяет открыть кулисы, все же в «драме» состоялась генеральная репетиция постановки.
Ее отличительной чертой стало изменение времени повествования. Из середины XIX века действие перенеслось в начало 20-го столетия. По словам режиссера, текст произведения не менялся, а более современной атмосферы достигли за счет отдельных акцентов. Так, например, в оригинальной пьесе герои под стать времени очень часто говорили о французском языке, но уже в начале XX века приходит мода на немецкий язык. Соответственно, в постановке пришлось это изменить.
Генеральная репетиция «Женитьбы» стала своеобразной закрытой премьерой. Актеры, которые давно не были на сцене, получили возможность вновь показать свой талант, пусть и всего для пары человек в зале. В дальнейшем, после снятия ограничений, планируется показ для привычной, большой аудитории.
За плечами московского режиссера Вадима Данцигера уже более ста театральных постановок.
Фото: Александра БУТКО
Начало спектакля отдает чем-то мистическим. Но это обманчивое впечатление, которое создано за счет нового сюжетного элемента. Все начинается с квартиры одного из главных героев, Ивана Подколёсина. Описать его можно одним словом – бесхребетный. При всем этом он дворянин и надворный советник, и важной целью для него стала женитьба.
Гоголь описал первую сцену довольно просто: Подколёсин лежит на диванчике, а затем зовет своего слугу Степана и начинает расспрашивать о подготовке к сватовству. Однако в обновленной постановке на сцене появляется новый персонаж – покойная мать героя. То через большое зеркало, то через картину над кроватью она задает все вопросы, а Подколёсин лишь повторяет их своему слуге. За счет этого появляется атмосфера мистики, но из-за содержания и стиля диалога она быстро разрушается. Герой отвечает раздражительно своей матери и слишком выразительно проговаривает свои вопросы Степану. Это помогает понять, что в женитьбе он не заинтересован, и подкрепляет образ чрезмерно неуверенного в себе человека.
Образ матери также обозначает некоторые рамки произведения, потому что появляется только в начале и в конце. При этом он подчеркивает неизменность характера Подколёсина. Что в первой, что в последней сцене герой действует одинаково, следуя велениям духа своей матушки.
Другие персонажи более колоритные и запоминающиеся. Будь то друг Подколёсина Илья Кочкарев, который помогает ему заполучить невесту, или остальные женихи, такие, как экзекутор по фамилии Яичница. Женские персонажи также очень яркие. Агафья Купердягина, главная героиня и невеста, за которую как раз все и сватаются, - девушка очень эмоциональная и немного легкомысленная. Отдельно стоит отметить ее служанку Дуняшку, которая у Гоголя зовется девчонкой. Однако в спектакле это пышная женщина, которая иногда говорит по-немецки, что добавляет комичности.
Атмосфера спектакля в целом легкая, и сможет привлечь достаточно широкую аудиторию.
Фото: Александра БУТКО
Если говорить о юморе, то он скорее является подтверждением того, что классика не устаревает. Текст не изменился, но даже спустя долгое время шутки, нелепые ситуации и диалоги героев все еще вызывают смех и улыбку. Вероятно, здесь большую роль играет подача, потому что актеры выложились по полной. Комедия обязывает иногда к чрезмерному подчеркиванию эмоций, но наша мурманская труппа с этим справилась. Ни на секунду не возникло ощущения неловкости от происходящего на сцене. В спектакле были задействованы Сергей Гронский, Александр Водопьянов, Владимир Равданович, Наталья Молчанова, Галина Серегина, Александр Покатнёв, Наталья Волкова и Алексей Кинк.
Если вернуться к самой сути произведения, то, разумеется, тут не все так просто. Кроме комедии, в ней можно увидеть много жизненных проблем. Основная тема - это, конечно, тип людей вроде Подколёсина, которые сами не знают, чего хотят, но из-за их безвольности страдают другие. Все персонажи имеют свои пороки, которые отражают реальность нашей жизни. Например, в экзекуторе Яичнице заметна чрезмерная расчетливость, когда, например, прежде чем войти в дом предполагаемой невесты, он начинает оценивать его фасад и вообще рассматривает женитьбу как выгодную сделку.
Атмосфера спектакля в целом легкая и сможет привлечь достаточно широкую аудиторию. Длится постановка чуть больше двух часов, но время проходит незаметно. В процессе не возникает мыслей о том, когда же все это закончится. За это время даже как-то незаметно сливаешься с жизнью персонажей. В этом помогают и домашние декорации, которые почти не меняются. Создается впечатление, что ты живешь в одном доме с этими странными людьми. При этом острая гоголевская сатира и юмор не дают скучать и заставляют зрителя задуматься.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мурманский драматический театр общается с любимым зрителем виртуально. Спектакли с участием мурманских актеров покажут на YouTube-канале Кинешемского драмтеатра (Подробности)
К ЧИТАТЕЛЯМ
Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам:
Редакция 8 (991) 671-16-33, 8 (991) 670-27-30, 8 (902) 035-12-31
Почта red@kpmk.ru