Премия Рунета-2020
Мурманск
-4°
Boom metrics
Общество19 ноября 2015 7:50

Коммуналка "КП"-Мурманск: Платите за отопление, которого нет!

Теплоэнергетики выставляют северянам, в квартирах которых нет батарей, квитанции на десятки и сотни тысяч рублей.
Алексей МИХАЙЛОВ
В квартирах с электроотоплением трубы не перекрыть.

В квартирах с электроотоплением трубы не перекрыть.

Фото: Алексей МИХАЙЛОВ

Представьте ситуацию: вы пришли в магазин за хлебом, благополучно купили и направились к выходу. Вдруг охранник требует, чтобы вы заплатили еще за десять бутылок водки. «Но я же не пью!» - возмущаетесь вы. «Русские не могут не пить, - заявляет вам охранник. – Платите! А то еще за коньяк счет выставим!»

В очень похожей ситуации оказался кандалакшанин Иван Журба.

Выселят на улицу

Около года назад Иван купил в ипотеку квартиру в пятиэтажке. Прежний владелец еще в 2005-м жилье оптимизировал: срезал со стен водяные батареи и поставил электрообогрев. На эту модернизацию даже было получено разрешение администрации города. Так в то время поступали многие кандалакшане, получалось ощутимо теплее. Центральное отопление в те годы еле-еле грело квартиру, а электробатареи эту проблему снимали.

Вот только радоваться современному отоплению в новой квартире Ивану, его жене и сыну-семикласснику пришлось недолго. В октябре от «Мурманэнергосбыта» (МЭС), который отапливает дома в Кандалакше, пришла квитанция на отопление на 115 тысяч рублей за… центральное отопление.

- МЭС подал на нас в суд, требуя, чтобы мы платили за отопление, которого нет. По ипотеке мы должны отдавать 18300 рублей каждый месяц, если проиграем суд, то у меня могут арестовать счета. Что тогда? Мы не сможем платить кредит и нас выселят из квартиры, - рассказывает Иван.

Сам глава семьи работает заведующим в отделении судебно-медицинской экспертизы, там же лаборантом трудится его супруга. Выходит, что МЭС будет судиться с бюджетниками.

К слову, по данным Союза жилищно-коммунальных предприятий Мурманской области, в такую ситуацию попала не только эта семья. В Кандалакше подобных квартир почти 600, а всего в Заполярье на электрообогрев переведены около 2 тысяч разных помещений.

Спохватились через 10 лет

Почему же энергетики спохватились так поздно? Объясним для начала, как отапливается жилой дом. Помимо квартир в нем есть чердак, подвал и лестницы – так называемое «общедомовое имущество», которое тоже нужно согревать.

Раньше жильцы платили по нормативу. Иными словами, было заранее подсчитано количество тепла, необходимое для того, чтобы в подъездах и квартирах была приемлемая температура. Вот эти калории и предъявлялись к оплате. Все изменилось в 2012-2013, когда стали устанавливать общедомовые приборы учета тепла. После этого жильцы начали оплачивать отопление не по нормативу, а по факту – сколько тепла пришло в дом, на столько и счет.

Тут-то и начались проблемы. Для жильцов квартир с электроотоплением вроде ничего не изменилось. А вот те, у кого в квартирах осталось центральное отопление, стали высказывать недовольство. После установки приборов учета цифры в их квитанциях стали расти, ведь с котельной в дом продолжает идти столько же теплоносителя, но делить его приходится на меньшее количество квартир.

Закон - что дышло

Первую жалобу жильцы отправили в госжилинспекцию еще в мае 2013 года. Там провели проверку и сделали странный вывод: обладатели электробатарей должны раскошеливаться за центральное отопление наравне со всеми остальными. Мол, переходить на электроотопление закон не позволяет.

После этого начались судебные процессы между жильцами и теплоэнергетиками. В это оказалась вовлечена не только Кандалакша, но и Мурманск, Мурмаши, другие города региона. При этом суды принимали разные решения, в том числе и в пользу жильцов.

Например, житель поселка Мурмаши Баширов в октябре 2013-го в областном суде успешно судился с муниципальным предприятием по аналогичному делу. Жилищники Мурмашей подали на него иск в суд за демонтированные батареи, но успеха не добились.

- Правила предоставления коммунальных услуг не требуют от жильца платить за отопление, которого он не получает, - резюмировали служители Фемиды.

А вот кандалакшанин Владимир Виноградов в своем противостоянии с МЭС дошел даже до Верховного суда (ВС РФ), который вначале встал на сторону ресурсников. В решении от 7 мая 2015 года говорится, что переводить квартиры в многоэтажках на электроотопление нельзя, так как это нарушает работу внутридомовой системы теплоснабжения.

Областные власти тут же поспешили объявить о своей победе.

- Очень надеюсь, что мы к этому вопросу больше не будем возвращаться, - заявила тогда главный госжилинспектор Мурманской области Алена Кузнецова. - Дом - это единый инженерный комплекс, нельзя его так частями переделывать. Никто не будет заставлять вновь устанавливать в этих квартирах батареи центрального отопления, но платить за тепло придется.

- Решение Верховного суда поставило в этом вопросе точку, - позже присоединился к ней министр энергетики и ЖКХ региона Владимир Гноевский. – Кроме того, наработана огромная арбитражная практика – в пользу ресурсников, а не граждан. Все остальное – от лукавого.

Тут помню, тут не помню

Но кто больше лукавит – это, как говорится, еще два раза посмотреть. Ведь уже в августе 2015 года коллегия ВС РФ пересмотрела судебное решение по иску Виноградова. В апелляционном определении сказано, что действующие правила подключения квартир к системам теплоснабжения «не содержат запрета на использование электрообогрева».

Неужели Алена Кузнецова и Владимир Гноевский об этом не знали? К слову, ни в майском, ни в августовском решении ВС РФ нет ни слова о том, что энергетики имеют право брать с жильцов деньги за несуществующее центральное отопление.

Самое удивительное, что в других регионах России в подобных ситуациях суды признают право жильцов переводить квартиры на электрообогрев. Такие решения за последние несколько лет принимали в Иркутской, Челябинской, Калужской, Архангельской, Брянской областях, в Крыму и Ставропольском крае. Кстати, там ни жильцы, ни теплоэнергетики в Верховный суд не обращались – все решалось на региональном уровне.

Тем не менее, сегодня заполярные энергетики продолжают массово подавать в суды иски против владельцев квартир с электрообогревом. К слову, 100 процентов акций «Мурманэнергосбыта» принадлежит правительству Мурманской области, а переход на электроотопление может грозить компании многомиллионными убытками.

P. S. Жители Кандалакши поставили 170 подписей под коллективным обращением, в котором они требуют прекратить выставлять им счета за несуществующие батареи. Письмо будет направлено новому прокурору региона Василию Щербакову и губернатору Мурманской области. «Когда закончится это издевательство над народом?» - недоумевают его авторы.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Деньги на ветер

В то, что проблему большого расхода теплоносителя можно решить только выставлением огромных счетов, председатель правления Союза жилищно-коммунальных предприятий Юрий Дунин не верит. Эксперт называет такой подход «инженерной ошибкой госжилинспекции»:

- Дело тут не в «нарушенном тепловом балансе», как считает ГЖИ. Все гораздо проще. Если часть квартир в доме переведена на электроотопление, то дому уже не нужно столько теплоносителя от котельной, сколько требовалось раньше. Достаточно уменьшить его подачу, и счета для квартир с центральным отоплением станут вполне адекватными.

Сейчас же жители вынуждены открывать форточки, чтоб выпустить излишки тепла, а оплачивать их приходится владельцам квартир с электрообогревом.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Платить за отопление будем 9 месяцев в году

С 1 июня 2016 года жителям Мурманской области счета за тепло будут приходить реже, но суммы в них вырастут, потому что платить северяне будут по счетчикам. Это означает, что летом, когда батареи холодные, счета приходить не будут.

- За 3-4 зимних месяца жильцам придется платить за отопление столько, сколько они сейчас платят за год, - пояснила Алена Кузнецова. - Это огромная финансовая нагрузка на людей. Подробнее.