Премия Рунета-2020
Мурманск
+1°
Boom metrics
Общество21 августа 2012 10:15

Командующий продолжает пить водку...

«КП» публикует отрывки из дневника Максима Старостина, одного из руководителей обороны Заполярья в Великую Отечественную войну. Сегодняшняя подборка посвящена попыткам первого секретаря Мурманского обкома сместить некомпетентного командующего
Источник:kp.ru
Многие решения Панин (в центре) принимал под нажимом Старостина (второй справа).

Многие решения Панин (в центре) принимал под нажимом Старостина (второй справа).

Сразу скажу, о ком пойдет речь в этой статье. Генерал-майор Роман Иванович Панин с конца августа 1941 года и до конца марта 1942-го командовал нашей 14-й армией, защищавшей рубежи Мурманского и Кандалакшского направлений.

В справочной литературе о личных достижениях Р. И. Панина в этот период говорится глуховато, по-разному. Преобладает формулировка «себя не проявил», и поэтому в марте 1942 года он был назначен командиром 2-й резервной армии, то есть отправлен в резерв.

Однако, судя по откровенному дневнику Максима Ивановича Старостина, первого секретаря Мурманского обкома ВКП(б) и члена военных советов как 14-й армии, так и Северного флота, Роман Панин на Мурмане все-таки себя проявил. Но довольно своеобразно.

До Мурманска биография его такова. Родился в Петербурге в 1897 году. Служил в царской армии с октября 1916 года. В 1917 окончил школу прапорщиков. В Красную Армию пришел в 1919 году, участвовал в подавлении Кронштадтского восстания. В 1924 году окончил курсы усовершенствования командного состава «Выстрел». Командовал ротой, батальоном, полком. С ноября 1936 года — помощник командира 16-й дивизии. С 1938-го по 1939-й находился в командировке в Китае, после чего резко пошел вверх. С 1939-го — командир 1-го стрелкового корпуса, с каковым и участвовал в советско-финской войне. С марта 41-го — командир 42-го стрелкового корпуса, вступившего в войну на Кандалакшском направлении.

Далее даю наиболее выразительные отрывки из «Дневника войны» М. И. Старостина. Надо заметить, что там записи, касающиеся Панина, более многочисленны, но я кое-что опускаю ради экономии места.

ПРИСЛАЛИ БАРИНА В ПИЖАМЕ...

24 августа 1941 года

В 3.00 получил приказ Ставки за подписью И. В. Сталина и Б. М. Шапошникова о назначении В. И. Фролова командующим Карельским фронтом. Командующим 14-й армией назначен генерал-майор Р. И. Панин... Жаль, что уходит Фролов. Он опытен и авторитетен, все и всех знает...

13 - 19 сентября

Немцы начали наступление на левый фланг 14 СД, уничтожили нашу 6-ю батарею, бойцы сражались геройски. Новый командир дивизии действовал нерешительно: не смог выручить 6-ю батарею, погибла и 5-я батарея.

Говорил по ВЧ с командующим фронтом Фроловым В. А. о Панине Р. И. — об этом барине в пижаме. Командарм из него плохой, и приходится самому вмешиваться в управление войсками: ставить задачи авиации и войскам в процессе дня.

5 ноября

На Мурманском направлении один полк 6-й горно-егерской дивизии наша разведка не находит. Видимо, дивизия сократила фронт. Предлагал Панину Р. И. активизировать нашу разведку силами до роты от каждого полка, а также разведку по тылам, но Панин действует по китайскому принципу: лишь бы нас не трогали.

9 ноября

Панин Р. И. болезненно реагирует на критику, нет у него и инициативы. Доклады он делает не военным языком, а: «Бригадка действовала ничего, но мы ее не удержали на вожжах», «Откуда идет и, стало быть», «Кому по штату положено думать», «Как части прохарчить» и т. п.

26 ноября

Говорил с командующим армией Паниным Р. И. о стиле его работы. Работать без плана и знания перспективы нельзя. Разведкой он тоже не руководит. Без проведения повседневной разведки не будет и видения перспективы.

- Ты прав, это надо исправить, - ответил Панин.

14 -15 декабря

Панин Р. И. продолжает пить водку и спать, не интересуясь положением на фронте и состоянием частей армии. 15.12 надокладе зам. командарма по инженерному обеспечению полковника Лейчика Д. О., ставившего ряд принципиальных вопросов, требующих решения командующего, Панин, ничего не сказав, поставил только свою подпись, и Лейчик ушел, не зная, как решать вопрос и что делать. Панин такие подписи ставит часто и на других документах, уходя от принятия решений. Надо кончать эту волынку с ним, пусть находят другого командующего.

Генерал-майор Роман Панин запомнился современникам неординарным стилем руководства.

Генерал-майор Роман Панин запомнился современникам неординарным стилем руководства.

...ТРЕБУЮ ОСВОБОДИТЬ КОМАНДАРМА ОТ ДОЛЖНОСТИ

3 января 1942 года

Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Маленкову дал телеграмму, в которой прошу освободить тов. Р. И. Панина от должности командарма, так как этого требуют условия боевой обстановки (аналогичную докладную записку Старостин и дивизионный комиссар Крюков отправили в Военный совет Карельского фронта. - Ред.).

21 января

Выехали на фронт вместе с командующим 14-й армией и начальником артиллерии армии Д. Ф. Паниткиным. Дорога отвратительная, особенно от Ура-Губы до 52-й стрелковой дивизии. Сменили две автомашины. Добрались до КП дивизии в 22 часа, где поужинали. Р. И. Панин крепко выпил и ночью вставал, прикладываясь к своему литровому термосу. Как выяснилось потом, в термосе была водка.

22 января

После завтрака собрались все командиры и комиссары полков. Командующий Панин поздравил всех с получением гвардейского звания и награждением орденами полков дивизии. Затем Панин перешел к разъяснению и зачит-ке директивы Сталина № 03 об артиллерийском наступлении - говорил долго и несвязно, видимо, заранее не подготовившись. Затем выступили начальник артиллерии армии и командиры полков. После этого Панин вдруг встает и говорит: «Ну, вот на этом и закончим, а сейчас нас хозяин (М. К. Пашковский, командир дивизии) угостит рюмкой водки». Пашковский быстро накрыл стол, но Панин не дождался и приложился к своему термосу. Все вместе пообедали и разошлись для того, чтобы подготовиться к завтрашним занятиям. Панин лег спать.

23 января

Встали в 10 часов утра. Позавтракали и пошли на занятия. Командиры полков все в сборе. Командующий армией Р. И. Панин, пройдя не более 100 метров в гору, вернулся обратно в землянку, мотивируя тем, что у него заболело сердце.

Вернулись в 16 часов, под гору съезжали прямо на полушубках. Где же командующий армией? Оказалось, спит.

...ПОДАЙТЕ РАПОРТ О СВОЕЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

4 февраля

Провели заседание Военного совета фронта, на котором заслушали доклады начальников управлений и отделов штаба фронта о недостатках в работе 14-й армии. По многим вопросам пришлось краснеть за командующего Р. И. Панина. Он на эти обвинения ничего путного ответить не смог.

Я говорил о безответственной работе тов. Панина, о чрезмерном употреблении вина и сонливости, о либерализме с подчиненными и отсутствии требовательности к ним. Получаемые приказы фронта тов. Панин, не делая выводов, механически передает частям; на представляемых ему документах вместо резолюций пишет только свой иероглиф «П», что ставит подчиненных в тупик. Работает на самотек, нет никакой перспективы для армии. В своем заявлении о перспективе сказал: «При наличии тех сил и средств, которые у нас есть, и их выучке мы в ближайшее время ничего не сможем сделать, окромя выхода на западный берег реки Западная Лица. Но это ничего не решает».

Командующий Карельским фронтом генерал-лейтенант В. А. Фролов потребовал от Панина или перестроиться в работе, или подать рапорт о своей несостоятельности руководить армией.

8 февраля

Начальник охраны войскового тыла тов. Прусский представил донесение о том, что отряд численностью 209 человек, действуя по тылам противника в направлении озера Лай, попал в засаду и понес большие потери — 121 человек. Погиб командир и его заместитель. Р. И. Панин, вместо того чтобы назначить расследование, написал на донесении резолюцию: «Ну, а какие данные о противнике, его состав, численность и национальная принадлежность?». И все!

КИСЕЛЕОБРАЗНАЯ МАССА

14 марта

Генерал-майор Панин приехал в 13 часов из Полярного, но на КП армии не явился, а уехал домой. При этом сказал, что сегодня на КП армии не придет. Звонил в 22 часа командующий фронтом генерал-лейтенант Фролов и просил к аппарату Панина, но тот не пришел. Скорее бы его сняли с должности.

27 марта

Звонил члену Военного совета фронта тов. Куприянову и просил его установить «жесткие рогатки» на станциях Со-рокская и Обозерская, чтобы не пропускать в Мурманскую область женщин и детей из-за сложного положения с продовольственным обеспечением. Куприянов сообщил мне, что командующий фронтом В. А. Фролов известил его из Москвы о том, что вместо Панина назначается командующим 14-й армией генерал-майор В. И. Щербаков, который командовал 122-й дивизией в Финскую войну. Это очень хорошо — он смелый и решительный товарищ. Наконец-то решился поставленный нами вопрос об улучшении командования армией.

5 апреля

Приехал новый командующий 14-й армией генерал-майор В. И. Щербаков, живой и энергичный человек, не чета этой киселеобразной массе вроде тов. Панина.

От автора. Надо сказать, что в дальнейшем генерал-майору Панину командовать воюющей армией больше не довелось. Он руководил корпусом, преподавал в академии им. М. В. Фрунзе, бывал, судя по служебным характеристикам, и на хорошем счету. Но из песни, как говорится, слова не выкинешь. Тем более что слово это написано и «пропето» у нас, на Мурмане.

В 1949 году Роман Панин вышел в отставку. В том же году и умер. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. По иронии судьбы там же годом раньше похоронили и Максима Старостина, приложившего много усилий для того, чтобы снять некомпетентного генерала с поста командарма-14.

* Владимир Иванович Щербаков, новый командующий 14-й армией, неоднократно отличился во время обороны Заполярья. В его честь названа улица в Мурманске.

Первую статью о дневниках Старостина «Песни фашистского гостя» читайте здесь