Премия Рунета-2020
Мурманск
-3°
Boom metrics

К-19 была самой невезучей субмариной в истории флота

55 лет назад произошла первая крупная авария на атомной подводной лодке [аудио]
Лишь ценой невероятного подвига экипажу удалось спасти и корабль, и окружающую среду

Лишь ценой невероятного подвига экипажу удалось спасти и корабль, и окружающую среду

Фото: кадр из фильма

4 июля 1961 года назад произошла первая крупная авария на советском атомном подводном флоте — едва не взорвался реактор на подводном крейсере К-19. Лишь ценой невероятного подвига экипажу удалось спасти и корабль, и окружающую среду. Подвиг этот сейчас широко известен — Голливуд даже снял фильм «К-19: Оставляющая вдов» с Харрисоном Фордом и Лиамом Нисоном в главных ролях. Что правда и неправда в этой истории, какие легенды и мифа вокруг нее сложились, мы поговорили в эфире Радио «Комсомольская правда» с историком военно-морского флота, членом российского военно-исторического общества Игорем Боровиком.

ПРИ СПУСКЕ НЕ РАЗБИЛАСЬ БУТЫЛКА ШАМПАНСКОГО

- Игорь Архипович, что это была за подводная лодка К-19? Почему ее так спешили построить и спустить на воду, несмотря на недоделки?

- Дело в том, что к началу 60-х годов прошлого века военно-морской флот США уже располагал атомными подводными лодками и, в том числе, с ядерными баллистическими ракетами на борту. И, естественно, СССР спешил что-то противопоставить им. Так появилась в советском флоте подводная лодка К-19, проекта 658. Она была головной лодкой наших атомных подводных ракетоносцев. Строилась она в Северодвинске на знаменитом Северном машиностроительном предприятии в 50-м цехе. Кстати, этот цех знаменит тем, что он строился для того, чтобы мы могли ввести в строй свои первые линейные корабли советской постройки. Еще до Великой Отечественной войны была принята программа кораблестроения, которая включала в себя постройку четырех линейных кораблей. Они были на уровне, как сейчас говорят, лучших мировых стандартов, с отличной артиллерией. Один корабль строили в Ленинграде, один в Николаеве, а два корабля решено было строить в Молотовске (так назывался Северодвинск до 1956 года)

- Потом от этой идеи отказались...

- Из-за войны корабли завершены не были. Зато база оказалась пригодной для постройки иных моделей. В этом цеху и был построен наш первый атомный ракетоносец.

- Тогда он казался исполином!

- А сейчас, по сравнению с современными АПЛ, это «малютка». Его надводное водоизмещение - 4 000 тонн. У сегодняшних наших атомоходов водоизмещение порядка 18 000 тонн, они несут 16 межконтинентальных баллистических ракет большой дальности (до 10 тысяч километров), могут выпускать их из любой точки мирового океана, не всплывая. Для сравнения: на К-19 было всего три ракеты небольшой дальности, старт осуществлялся из надводного положения. Причем не моментально — всплыл, выстрелил и экстренно погрузился. Нет — это был достаточно долгий процесс: после всплытия нужно было закачать в ракету топливо, проверить все параметры и т.д. Хотя американцы уже стреляли тогда из-под воды. И АПЛ «Джордж Вашингтон», которой противопоставлялась К-19, несла гораздо больше ракет.

- И вот К-19 так сильно стремились выпустить в плавание, что количество несчтных случаев на ней просто зашкаливало. Ведь еще до спуска куча людей погибла…

- И до, и после, и гораздо позже... Еслы мы посмотрим всю судьбу этой подводной лодки, то два раза были большие ЧП с гибелью людей – это 4 июля 1961 года, когда погибло 8 человек – это авария с ядерным реактором. А потом был пожар еще в 1972 году. Тогда погибло на борту 28 человек, двое еще погибли после. То есть, я не знаю другой подводной лодки, которая понесла такие потери. Потом еще было два столкновения с американскими лодками. Был потом еще пожар небольшой. То есть, досталось. Нет такого корабля у нас на флоте, который понес бы такие потери в мирное время… К-19 можно назвать самой невезучей подлодкой в истории флота.

К-19 была самой невезучей субмариной в истории флота

К-19 была самой невезучей субмариной в истории флота

- Есть легенда, что все началось еще со спуска — не разбилась традиционная бутылка шампанского о борт. А это знак, что судно ожидает несчастливая судьба.

- Это не легенда, а реальная история. Бутылка скользнула по краю бронзового винта, ударилась о резиновое покрытие и осталась цела. Ее разбили только со второго раза. Уже плохой знак. А еще один — что нарушили традицию: положено, чтобы женщина крестила корабль, но там бутылку разбивал мужчина — офицер.

Вообще, если ударяться в конспирологию, что можно много чего найти загадочного. В 1986 году, перед встречей Горбачева в Рейкьявике с американским президентом, тоже в Атлантике погиб наш атомоход К-219. Потом в Тихом океане затонул К-129… Вот это 1, 2, 9 – везде – какая-то магия цифр…

РАБОТА НА РАСКАЛЕННОЙ КРЫШКЕ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА

- Если возвращаться к 4 июля 1961 года, что конкретно случилось на подлодке, почему произошла авария с атомным реактором?

- Если объяснять, так сказать, на пальцах, то вот что случилось. Ядерный реактор, по сути, можно сравнить с электрочайником. Для чего реактор нужен на подводной лодке? Чтобы вырабатывать пар. Пар высокого давления, большой температуры, поступает на лопатки обычной паровой турбины и она вращает винты. Вот получается подводный ход без доступа кислорода. Но если мы в этом «чайнике» испарится вода, то что произойдет с нагревательным элементом? Он расплавится, лопнет и чайник «коротнет». Но ядерный реактор – это штука посерьезнее, там вот эти тепловыделяющие элементы – урановые. И если не охлаждать постоянно, а они выделяют колоссальное тепло, то они просто расплавятся и, как говорили морякам, если это случится, то уран соберется в критическую массу и будет ядерный взрыв. Что произошло на корабле? Система охлаждения вышла из строя и один из реакторов (всего их было два) перестал охлаждаться. При первой неудачной попытке его охладить был выброс радиоактивных элементов и по системе лодочной вентиляции вся эта радиация стала распространяться по кораблю.

Тогда предприняли вторую попытку. Из подручных материалов, с помощью электросварки на крышке раскаленного ядерного реактора семь моряков, ну, будем говорить восемь – еще командир группы движения – смонтировали систему охлаждения реактора, запустили ее и она спасла реактор от уничтожения. Вообще-то ученые потом доказали, что, если уран расплавится, ядерного взрыва не будет, но тогда об этом никто не знал. Но тем не менее значительную часть мирового океана бы загрязнили. Кроме того, лодка во время аварии находилась в Атлантическом океане в ста километрах южнее острова Ян-Майен. 4 июля – это День независимости Соединенных Штатов. А на этом острове находилась радиолокационная станция. Что бы они могли подумать? Явно предположили бы диверсию…

Моряки, конечно, сделали все, что могли, спасли корабль ценой своей жизни. Командир подводной лодки спросил лейтенанта Корчилова, который возглавлял аварийную партию, знает ли он, на что он идет? А ему было 23 года всего. Тот ответил – да. И командир сказал – тогда с богом, иди. То есть, они понимали, что они идут на смерть.

В советском флоте подводная лодка К-19 была головной лодкой наших атомных подводных ракетоносцев. Фото Льва Федосеева (ИТАР-ТАСС)

В советском флоте подводная лодка К-19 была головной лодкой наших атомных подводных ракетоносцев. Фото Льва Федосеева (ИТАР-ТАСС)

- То есть, они вошли практически в реактор, в фильме показана правда?

- Я знаю только одно – они получили дозы, не совместимые с жизнью, сразу. Но скончались они – семеро через 8, а еще один через 21 день. Хочу назвать их поименно, потому что они этого заслуживают. Погибли командир дивизиона движения капитан-лейтенант Юрий Повстьев, командир группы дистанционного управления лейтенант Борис Корчилов, старшина первой статьи Юрий Ордочкин, старшина второй статьи Евгений Кошенков, матрос Семен Пеньков, матрос Николай Савкин, матрос Валерий Харитонов, главный старшина Борис Рыжиков. Вот эти восемь человек получили дозы от 5 до 6 тысяч бэр. Это невообразимые вообще цифры. Погибали они в жутких мучениях. Но своей гибелью они спасли многие другие жизни — в том числе и при аварии в Чернобыле на АЭС. Когда медики спасали остальных моряков, применили новые передовые методики. Ведь тогда еще даже не знали толком, как правильно лечить от лучевой болезни. То есть, думали: сначала делать переливание крови, а потом делать замену костного мозга, или наоборот? Вот тем, кому делали сначала пересадку костного мозга, а потом перелили кровь, те выжили. А кому наоборот – нет. И вот этим тоже, ну, как бы мы двинулись вперед, теперь мы знали, как точно надо спасать людей. И не только мы, а это и американцам помогло, они восхищались этим методом.

- То есть мы поделились опытом с американцами?

- Думаю, что да. Есть отзывы американцев об этой системе, как они работали. У них же тоже были аварии.

- Но не такие глобальные. И героизма такого не было?

- Вы знаете, не хочу обижать американских моряков, но во время вьетнамской войны с авианосцев летчики не поднимались, если мы не давали положенное утром мороженое. Это если говорить о героизме.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНЫЙ ПОДВИГ

- Почему данный подвиг был сразу же засекречен? Узнали мы о том, что моряки повели себя геройски, только в 90-х годах?

- Совершенно верно. Знаете, время такое было, что все было засекречено. Даже внешний вид наших первых атомоходов. По воспоминаниям моряков, когда наши первые атомоходы в надводном положении встречали гражданские суда, то ставили дымзавесу специальную.

- Подозревали, что могут быть шпионы, что ли, на кораблях?

- Ну, я не хочу сказать, что была всеобщая шпиономания, но секретность была, конечно сильная. И могилы тех пятерых моряков, которые захоронены на кладбище в Москве, они тоже были обнаружены случайно. Потихоньку были эти герои захоронены, пять одинаковых было поставлено конусов таких… Начали разбираться, уточнять, кто это были? Ведь широкой публике подвиг был неизвестен. Даже оставшиеся в живых моряки, награжденные боевыми орденами, не могли признаться - за что, почему и т.д. Кстати, до сих пор нигде я не могу найти список награжденных – кто был награжден, какими орденами и когда. Вот этого списка в открытом доступе нет.

- То есть, подвиг до сих пор засекречен?

- Не знаю, засекречен он или это никому неинтересно, но этого списка нигде нет. Как и нормальной полной информации. Подробно об аварии на К-19 можно прочитать всего в ДВУХ книгах: «Чрезвычайное происшествие на советском флоте» Николая Черкашина и «Катастрофы под водой» Николая Мормуля. Все!

По сравнению с современными АПЛ, К-19 «малютка»

По сравнению с современными АПЛ, К-19 «малютка»

Фото: кадр из фильма

Николай Мормуль – это бывший начальник технического управления Северного флота, он знает все это и очень правильно и правдиво, и кое-где даже очень нелицеприятно описывает всю эту историю. А Николай Андреевич Черкашин – это наше золотое перо России, капитан первого ранга, наш писатель-маринист известнейший и популярнейший у историков флота. Все остальное, что «плавает» в интернете – это перепевы, переводы с английского – это все не то. Вот первоисточники. Потому что Николай Андреевич Черкашин лично встречался и с Затеевым – командиром атомохода, и с другими моряками, и все это записано со слов очевидцев. А контр-адмирал Мормуль, бывший начальник технического управления Северного флота все это через себя пропустил тоже.

ТЕХ, КТО ПРИШЕЛ НА ПОМОЩЬ - НАКАЗАЛИ

- Если возвращаться к событиям того дня, когда восемь человек неимоверными усилиями смонтировали новую систему охлаждения... Если бы они не справились, что могло бы произойти?

- Если бы они не справились, я думаю, что тепловыделяющие элементы урановые расплавились бы – там была огромная температура – и, наверное, произошел бы тепловой взрыв. Как следствие — гибель значительной части экипажа, радиационное загрязнение океана, потеря подлодки, и — конечно же — дипломатический конфликт между США и СССР.

- Что происходило дальше в этот день? После того, как была смонтирована система охлаждения, произошли уже спасательные суда, да?

- Тут вопрос тоже интересный. Это к вопросу о героях. Как говорится, беда не приходит одна. Когда подводная лодка перешла в надводное положение, для передачи радиосигнала была открыта радиовахта, но передать сигнал было невозможно, потому что антенна была повреждена. Вот контрадмирал Мормуль пишет, что еще сама радиостанция была повреждена. У нее был дефект, который не могли найти… В общем - корабль оказался без связи. Аварийный маломощный передатчик с дальностью действия 100 километров начал передавать сигналы бедствия. Но, как пишут в интернете, не открытым текстом, а все это было передано шифром. Есть воспоминания командира БЧ-4 – все это передавалось на наших частотах, но опять же получилось как? В это время лодка участвовала в учениях. Но корабли одной стороны с кораблями другой стороны связи не имели.

- Условный противник, получается?

- Как бы да. Смысл учений был в чем? Вот как раз эта лодка, К-19, должна была в роли американского ракетоносца пройти наши заградительные заслоны, а 30 подводных лодок, как потом выяснилось, дизельных, Северного флота, они представляли из себя завесу. То есть, они должны были ее поймать. 30 лодок было в завесе – должны были поймать. Но связи между ними не было, они работали на разных частотах. И тогда вот эта аварийная радиостанция вышла на частоту командного пункта Северного флота и как бы от него уже начала передавать свои координаты, чтобы уже те могли принять.

И как потом уже выяснилось, сигнал все 30 лодок получили. А откликнулись только две.

- Почему?

- А потому что не было приказа идти куда-то. Они получают сигнал SOS. А у них приказ – стоять в завесе и ловить атомоход.

Моряки, конечно, сделали все, что могли, спасли корабль ценой своей жизни

Моряки, конечно, сделали все, что могли, спасли корабль ценой своей жизни

Фото: кадр из фильма

- Получается, что две подводные лодки, которые пришли на помощь, приказ нарушили…

- Да! И их капитаны за это поплатились. Командира первой лодки, которая пришла на помощь, Жана Свербилова, представили к званию Героя Советского Союза. И, когда Хрущев увидел эти документы, он сказал, а у нас за аварии не награждают. И этим дело закончилось. Лейтенанта Корчилова, который руководил аварийной партии, тоже представили к званию Героя и тоже ничего не получилось. Нарушителей приказа не награждают. Их наказывают.

Тут еще интересный один момент. Тут даже перекличка идет с аварией К-219 накануне встречи Горбачева Рейгана… И вот авария атомохода, атомоход гибнет, такая же история – там нужно было заглушить реактор, матрос это сделал и из реакторного отсека уже не вышел. Почему к данному атомоходу тоже никто сразу не подошел? Ведь недалеко был другой атомоход, им командовал будущий адмирал и командующий Северным флотом Попов, при котором погиб «Курск». И он не пошел на помощь, потому что знал вот эту историю с К-19 и как был наказан вот тот Жан Свербилов, командир С-240.

МОРЯКИ УХОДИЛИ С ЛОДКИ ГОЛЫМИ

- Возвращаясь к 4 июля: к вечеру подошли подводные лодки, началась полноценная спасательная операция…

- Итак, первая субмарина подошла через 12 часов, вторая чуть попозже, они приняли на борт весь экипаж К-19. Принимали они их голых, кстати говоря. Потому что ничего нельзя было с зараженной лодки. Даже оружие бросали в воду – автоматы, пистолеты. И эти две лодки полным ходом пошли к нашим берегам, потом подошли уже эсминцы, потом взял на буксир лодку уже корабль-спасатель. Но надо отдать должное командиру К-19 капитану второго ранга Затееву, что, когда он оставил свой атомоход, на перешедшей лодке он подошел к командиру и сделал запись в вахтенный журнал, где он написал – я такой-то, потоплю К-19 при первой же попытке приблизиться к ней кого-то из вероятных противников… То есть, они были готовы торпедировать К-19, чтобы она не попала в руки противника.

- А американцы уже были в курсе, что происходило или для них это оставалось тайной?

- Нет, они не были в курсе. Вот то, что в фильме летает вертолет, что подходит американский авианосец, что американцы предлагаю эвакуировать экипаэ – нет, ничего этого не было. Но, думаю, если бы такое предложение поступило, наши бы его не приняли. Лодку американцам никто отдавать не собирался ни при каких условиях.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

- Через неделю подводную лодку дотащили до пункта назначения…

- …потом началась дезактивация лодки, уже шло лечение экипажа. Опять же, не бывает худа без добра. Лодка была вся заражена радиоактивными элементами, но через два месяца с нее был произведен пуск баллистических ракет – то есть, проверяли, как радиация влияет на работу главного оружия.

В конце концов в 1988 году лодка была списана. Фото Льва Федосеева (ИТАР-ТАСС)

В конце концов в 1988 году лодка была списана. Фото Льва Федосеева (ИТАР-ТАСС)

- То есть, этот страшный урок, который получил советский флот, был изучен, и работа над ошибками была произведена самая серьезная?

- Очень тщательно все изучили и проработали. После аварии на К-19 все реакторы на всех АПЛ получили систему аварийного охлаждения. Разработали инструкции действий при аварии на реакторах. Получили способы лечения от радиации.

- Потом подводная лодка вернулась в строй и она еще долго служила?

- Она была модернизирована, вернулась в строй, но ее потом преследовали опять неудачи, как я уже говорил, были столкновения с американской лодкой, пожар – погибло 28 человек – и в конце концов в 1988 году она была списана.

- На этом ее история завершилась?

- Вы знаете, история не совсем завершилась, поскольку боевая рубка ее сохранилась. Она установлена в качестве мемориала на одном из судоремонтных заводов Северного флота – на заводе «Нерпа» - где ремонтируют лодки. Корпус же утилизировали, а три отсека реакторных находятся на хранении сейчас и ждут специальной утилизации. Потому что все ядерные реакторы утилизируются специальным способом. Это очень дорого и в этом деле нам помогают и зарубежные страны… у нас было столько этих подводных лодок, что нам придется еще не один год их утилизировать. У нас был самый огромный атомный подводный флот в мире.

- Получается, что вот эта К-19, которую все время преследовали несчастья, которую американцы прозвали «Хиросимой, оставляющей вдов», это самая невезучая подводная лодка или были еще более проблемные корабли?

- Думаю, что нет, других таких прецедентов не было. Но герои были. Героев было много. Вечная им память.