Премия Рунета-2020
Мурманск
+21°
Boom metrics
Карелия10 апреля 2024 10:46

Любовь как вертикаль

5 апреля на сцене Музыкального театра была представлена премьера современного балета «Вертикаль»
спектакль « Вертикаль», Музыкальный театр Республики Карелия. Фото: предоставлено Музыкальным театром Республики Карелия

спектакль « Вертикаль», Музыкальный театр Республики Карелия. Фото: предоставлено Музыкальным театром Республики Карелия

Постановка является частью большого проекта в области актуального хореографического искусства, организованного Международным фестивалем современного танца Dancelnversion. Фестиваль проводится уже 25 лет, его художественный руководитель – Ирина Черномурова. В основе сюжета – история Снегурочки из одноименной пьесы А.С. Островского.

В чем уникальность и прелесть современного балета? Каждый зритель разгадывает загадку, скрытую в знаменитом сюжете, и формирует свое видение. Бытует мнение, что при просмотре любого спектакля, практически всегда ценно примерять мировоззрение автора. И здесь, как правило, происходит собственный процесс развития мышления и воображения. Возможно, постановка «Вертикаль» не лишена актуальности именно в этом контексте? С помощью пластики, музыки, сценической атрибутики постановка, подобно зеркалу, отображает темы, актуальные и для мира современного. Артисты, будто из пластилина лепили персонажей таким образом, чтобы движения стали своеобразным текстом, благодаря которому зритель по-своему прочитал и увидел историю на сцене. Пластика и движение танцоров устремлены вверх, в вертикальную плоскость, которая завораживает своей недосягаемостью и так эффектно смотрится с зрительного зала!

На сцене – минимум декораций: закрытое в плотную бумагу сооружение, которое в процессе сценического действа раскрывается, превращаясь в дерево любви – то воплощение вертикали, которая ведет героев сюжета от земного к небесному, от романтической составляющей – к бытовой, от неземного – к приземленному, от обыденности – к совершенно непознанному, необъяснимому и чудесному, от мужского сознания – к женскому, от образа поэта – к образу Музы.

В центре постановки – история двух главных героев: Юноши и Девы. Юноша – заложник бессмысленного труда, ведущий обычную жизнь, жаждущий любви-чуда, ищущий женский образ среди обыденности. Дева создана из снега и льда, она – иная. Она очарована Юношей и ослеплена его красотой. Он поражен и заворожен ее необычностью и наивностью. Чтобы быть вместе с Юношей, Дева должна лишиться своей природы и стать такой как все. Во время масленичных гуляний Дева загадывает желание – стать обычной девушкой. И внезапно Юноша понимает, что героиня более для него не любима и не интересна. Дева, на мгновенье ощутив человеческое живое чувство любви, остается в одиночестве, начинает разрушаться, таять, возвращаясь к своей природной сущности. Участь Юноши предрешена и закольцована, жизнь его возвращается на круги своя и в финале перед зрителем предстает первая сцена спектакля: герой, катящий шар, подобно Сизифу, выражая чувство бесконечности, одиночества и разочаровании в жизни.

Что ценнее: прожить длинную жизнь, никогда не полюбив, считая ее бессмысленной и предательски вечной, или на мгновенье потерять себя, стать как все, но при этом на мгновенье почувствовать человеческое живое тепло? И что тогда есть та самая любовь? Противостояние духовного и плотского, поиск чуда и обретение одиночества, вопрос выбора и осмысление себя – эти темы, на мой взгляд, главные в спектакле и очень важно задавать такие вопросы, и в первую очередь себе.

Хореограф-постановщик – Виктория Арчая, музыка – Василий Пешков, художник-постановщик – Анастасия Рязанова, художник по свету – Татьяна Мишина, художник по костюмам – Анна Смирнова, педагог-репетитор – Вадим Харитонов, помощник режиссера – Максим Сосновенко, куратор проекта – Маргарита Мойжес.