Премия Рунета-2020
Мурманск
-4°
Boom metrics
Карелия3 апреля 2024 8:44

«Пушкина прочесть – бацилл меньше в воздухе останется»

25 марта на сцене Музыкального театра актер Константин Райкин читал стихи Александра Сергеевича Пушкина и Давида Самойлова
Константин Райкин , моноспектакль « Своим голосом». Фото: kuda-sochi.ru

Константин Райкин , моноспектакль « Своим голосом». Фото: kuda-sochi.ru

Возможно, чтобы читать стихи и так магнетически держать зал надо быть Константином Райкиным. Поэтическую программу «Своим голосом» актер называет «спектаклем своей жизни».

Когда-то легендарный отец артиста Аркадий Райкин наказал своему сыну: «Это поможет публике глубже понять тебя и смотреть на жизнь многослойней». Талантливый сын внял мудрому совету и создал программу, которая включает в себя не только поэтические произведения, но и размышления о жизни и стране. «Я чувствую волну интереса к настоящей поэзии. Людям недостает какого-то витамина в их духовной пище, каких-то хороших фраз, красивой речи. Пушкина прочесть – бацилл меньше в воздухе останется. Он как колокольный звон», – пишет о программе Константин Райкин. Своим голосом о Самойлове, Пушкине, войне, любви и ценностях жизни: все эти смысловые акценты формируют общую идею поэтического действа.

На сцене звучит живой стих: создается впечатление, что исполнитель не читает произведения авторов, а рассказывает слушателю истории из своей жизни. Сочинения присвоены актерским организмом исполнителя настолько убедительно, ярко и самобытно, что знакомые с детства известные строки из приобретают совершенно новое звучание. Характеры становятся объемными, уникальными и невероятно живыми. Интонация стала единицей смысла, импровизация в акцентах фраз, паузы создали музыку из пушкинского слога, знакомого для каждого из нас с детства.

«Сказка о царе Салтане» в исполнении Константина Райкина, подобно диафильму яркой кинолентой пролетела перед глазами зрителя. Благодаря художественной подаче, актерской харизме на сцене был создан виртуозный моноспектакль.

Исторически сложилось так, что есть две манеры исполнения стихов: актерская и авторская. Первая версия предполагает, как правило, представление стихотворения как динамичное сценическое действо, где актер исполняет роль, подчиняя чтение смысловому и эмоциональному

движению. Вторая – акцентирование чтения на ритме и мелодике сочинения. На мой взгляд, в определенном смысле, Константин Райкин создает собственный почерк чтеца, мастера пушкинского слова. В этом и состоит уникальность представленного репертуара. Мелодика, ритм, дыхание, паузы, зарождение слов произведения здесь и сейчас, глубокое погружение в жизнь героев делают его наполненным, понятным для слушателя.

По мнению современников, Пастернак читал стихи по-детски, выделяя логический смысл и растягивая открытые гласные звуки. Ахматова – слишком торжественно и многозначительно. А как бы читал свои произведения Пушкин и Самойлов? Программа дает возможность поразмышлять.