Премия Рунета-2020
Мурманск
-1°
Boom metrics
Общество18 июня 2018 8:04

Каждую неделю в Мурманске дети сбегают из домов

«Комсомолка» узнала, почему подростки не хотят оставаться жить с семьей или в центре
Подростки гуляют по трубам водоснабжения [снимок носит иллюстративный характер].

Подростки гуляют по трубам водоснабжения [снимок носит иллюстративный характер].

Фото: Алексей ФОКИН (фото)

С начала 2018 года только в одном Мурманске из дома или детских центров соцпомощи сбежал 141 ребенок. Мы решили не говорить со своим читателем на столь серьезную тему, используя лишь цифры. Мы попытаемся понять, почему дети бегут.

Внимание, розыск!

В начале месяца поисковый отряд «МурманСпас» опубликовал сразу две ориентировки. Из центра социальной помощи семье и детям, что на улице Старостина в областном центре, сбежали 14-летняя Алина Дружинина и 17-летний Данил Киреев. Девушка уже вернулась, а вот парня ищут до сих пор. В интернете северяне сразу же задались вопросом – подростки сбежали из-за плохих условий в центре?

В Мурманске пропал подросток.

В Мурманске пропал подросток.

В него поступают те, кто попал в абсолютно разные жизненные перипетии: у кого-то родители пьют или употребляют, кто-то прошел через домашнее насилие, а другие просто ушли, хлопнув дверью, после очередной ссоры. Бывают и исключения, когда ребенок сам попросит специалистов о помощи.

– У нас проживают дети, изъятые из семей по социальным показаниям. Работа нашего отделения направлена на сохранение и восстановление отношений между ребенком и родителями, – рассказывает «КП» заведующая отделением для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации Светлана Дубинина – Согласно госзаданию, у нас 42 койко-места, но в настоящий момент проживает 53 воспитанника. Дети, как правило, сбегают сезонно, летом - начились каникулы и они ищут приключений, или осенью - не могут перестроиться с отдыха на обучение. Старшие могут позволить себе просто не вернуться в центр после прогулки.

Если подобное происходит, у сотрудников центра есть три часа, чтобы найти беглеца самостоятельно. Иногда получается его догнать или уговорить вернуться, написав сообщение во «ВКонтакте». Когда отведенное время проходит, подключают полицию.

– Если ребенок не нужен своим родителям, то для него никто не станет авторитетом, даже воспитатели центра. А сейчас каникулы, окружение подростка развлекается за пределами центра, нашим подопечным хочется к ним. В этом учреждении есть контроль. Нельзя зайти за угол и покурить, что, будем честными, можно провернуть в школе. Часто погуляют и возвращаются в центр сами, – рассказывает бывший воспитатель Мурманского центра социальной помощи семье и детям на условиях анонимности.

«Меня тянуло к маме…»

Посмотрим с другой стороны. Нам удалось поговорить с девушкой, которая в 2004 году, в 15 лет - жила в мурманском центре. Папа ее умер рано, маму сбила машина и она стала инвалидом.

– У воспитателей отношение было к детям не очень, они наказывали многих подростков за что только можно по полной строгости. Но если разобраться, все было по делу. Однажды я всю ночь стояла под лестницей, потому что вышла из группы и спустилась вниз за хлебом, – вспоминает Клавдия.

Говорит, что были наказания и жестче. Сама она тоже однажды сбежала.

– Мы часто ездили в поселки отдыхать. И один раз на отдыхе убежали, шли 100 километров пешком. Поймала нас в Кандалакше полиция. Я ушла, потому что меня тянуло домой к маме, она была всем для меня. Понимаете, если ребенок жил дома, его будет тянуть домой. Хотя в таком возрасте и из-за любви уйти можно.

Мы все в ответе за них

Детский омбудсмен уверен, что это проблема общества в целом, а не отдельно взятой семьи.

– Ребенок же где-то находится, кто-то ему «помог», допустим, приютил у себя. Помогать, это хорошо, но о сложной ситуации в жизни человека надо сообщить в соответствующие структуры. Например, подросток голосовал на трассе и спасибо водителям, которые их подбирают, но они же не сообщают никуда, что у них неизвестный ребенок в кабине. Люди должны относится к подобным случаям более осознано, тогда я уверен, количество «бегунков» сократиться вполовину, – высказывает мнение Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области Борис Коган.

Кто виноват?

Случай на улице. Стоят мальчик и девочка, брат и сестра, если присмотреться, на руках можно заметить синяки. Подходишь ближе, спрашиваешь, знают ли про центр – нет, а в школе в курсе ситуации в семье – да, соседи тоже знают. В итоге оказывается, что родители скандалят, а дети боятся идти домой и поэтому ночуют по соседям уже четыре года. В подобных случаях дети, учителя или просто знакомые ребят могут обратиться в полицию, и тогда родителям придется нести отвественность за свои поступки (или бездействие).

– Действительно, если в ходе проверки выясняется, что родители не справляются со своими обязанностями, то мы привлекаем их по статье 5.35 Кодекса об административных правонарушениях – неисполнение родителями или иными законными представителями своих обязанностей. Статья влечет за собой наложение штрафа от 100 до 500 рублей – рассказывает инспектор направления по связям со СМИ УМВД по Мурманской области Басти Гусейнова.

По состоянию на 6 июня, только по Ленинскому району составлено 137 материалов по данной статье, а по 121 материалу нерадивых родителей уже привлекли к ответственности.

Немного статистики.

Немного статистики.