Ректор Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина Виктор Мартынов
Почему бакалавриат и магистратура – это хорошо
На прием абитуриентов в университет мы никогда не жаловались. Университет работает и отвечает на вызовы нефтегазовой отрасли. Выпускники нашей alma mater очень востребованы на рынке труда.
В настоящее время идет много дискуссий о том, что традиционная энергетика переживает спад и в скором времени отойдет на второй план. Эти прогнозы сильно преувеличивают проблему. По данным российских и зарубежных ученых доля возобновляемых источников к 2040 году составит всего 5%. Тем не менее, наш университет занимается изучением данных вопросов. В прошлом году совместно с компанией ООО «ЛУКОЙЛ-Энергоинжиниринг» мы создали базовую кафедру возобновляемых источников энергии. Как ни странно это звучит в нефтегазовом вузе, но кафедра возобновляемых источников у нас действует.
Про двухуровневую систему
Мир вошел в четвертую промышленную революцию и российская экономика в этом процессе активно участвует. Меняются требования к рабочей силе. Образование в этом смысле должно забегать вперед – просчитывать потребности экономики.
Я считаю, что Россия удачно и вовремя перешла на двухуровневую систему образования в вузах. Не все у нас понимали, что это нужно. Но на самом деле получилось, по крайней мере в нашем университете, что магистратура стала массовым явлением. Студенты обучаются 4 года в бакалавриате, и еще 2 года в магистратуре. Таким образом, система подготовки специалистов стала эффективнее.
В прошлом году доля магистров среди выпускников Губкинского университета составила примерно 35%. В настоящее время в вузе действует 91 магистерская программа. Фактически магистратура из амплуа подготовки кадров для аспирантуры, под преподавательскую деятельность полностью перешла на практикоориентированный подход. В магистратуре мы готовим кадры под высокотехнологичные рабочие места для нефтегазовой отрасли. Совместно с компаниями и институтами Академии наук в университете было создано 19 базовых кафедр.
Чему учить?
Мы не можем сейчас предугадать, какие компетенции понадобятся нашим выпускникам. Наш университет активно участвовал в создании профессиональных стандартов. Но мы уже сейчас прослеживаем тенденцию устаревания профстандартов, принятых несколько лет назад в связи со стремительными изменениями требований на рынке труда к специалистам. Хорошим университетам необходимо давать больше гибкости, особенно в рамках подготовки специалистов по программам магистратуры.
Карьерный конструктор
В прошлом году в нашем университете для студентов была запущена программа дополнительного профессионального образования - «Компетенции поколения Z: карьерный конструктор». Уникальный курс направлен на формирование у студентов аналитических способностей и особого стратегического мышления для эффективного управления развитием своей карьеры в нефтегазовой отрасли в течении всей жизни. Данная программа охватывает широкий круг предметных областей, изучение которых не входит в стандартные учебные программы вуза, и сформирована с участием российских и международных экспертов.