Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Происшествия11 февраля 2018 21:44

Версия: Ан-148 мог получать некачественные украинские запчасти

Авиакомпания «Россия» отказалась от двигателей «Мотор Сича» вскоре после обострения отношений с Киевом
Самолет Ан-148 авиакомпании Саратовские авиалинии

Самолет Ан-148 авиакомпании Саратовские авиалинии

Фото: Александр ГЛУЗ

Каждая небесная катастрофа немедленно поднимает в топ целый рой «авиаэкспертов», не имеющих ничего общего ни с авиацией, ни экспертным сообществом. Тем не менее, автор этих строк, так же не относящийся ни к одной из двух категорий, всё-таки имеет некоторое право заговорить о трагедии Ан-148 «Саратовских авиалиний», разбившегося в Подмосковье днём 11 февраля.

Дело в том, что на этом типе самолётов мне довелось полетать. (Поскольку из почти трёх тысяч российских авиалайнеров на такие «Антоновы» приходится лишь около десятка находящихся в гражданской эксплуатации машин — среднему пассажиру оказаться на его борту непросто). Было это почти ровно четыре года назад, в начале февраля 2014-го, на маршруте из Сыктывкара в Петербург. И хотя сейчас те же самые «авиэксперты» рассказывают, будто «148-е» у них на глазах разваливались от комариного чиха, я ничего подобного не припомню: самолёт как самолёт, рейс прошёл нормально, ни помех, ни болтанки. Тогда почти весь невеликий выводок «Антоновых» гнездился в авиакомпании «Россия».

А потом произошло нечто странное. Как известно, «Ан-148» — проект российско-украинский. Двигатели модели Д-436-148 делают на заводе «Мотор Сич» в Запорожье, а планер (корпус) могут собирать в Киеве или Воронеже. Красивый проект времён Януковича, когда, казалось, ещё живые украинские предприятия смогут встроиться в российские технологические цепочки и выйти на почти 200-миллионный рынок Таможенного союза. Однако майдан порешал по-своему.

Работы еще ведутся, следствию предстоит узнать истинные причниы

Работы еще ведутся, следствию предстоит узнать истинные причниы

И вот на пике русско-украинского похолодания, весной 2015-го, авиакомпания «Россия» неожиданно вывела все полдюжины своих «Ан-148» из эксплуатации. Причём произошло это вскоре после ключевой для авиаотрасли даты 29 марта, когда вступает в силу новое летнее расписание. Иными словами, пулковские менеджеры пошли не перекройку уже принятой сезонной схемы маршрутов, невзирая на заведомые затраты и неудобства. Значит, причины тому имелись, и весомые. Внятных объяснений «Россия» тогда, кстати, так и не дала.

Дальнейшее известно: несчастные «Аны» достались «Саратовским авиалиниям», и три года спустя последовала катастрофа. По которой возникают вопросы. Ведь одна из приоритетных версий — технические проблемы. Кто может ручаться за качество украинских двигателей, запасных частей, расходных материалов — особенно учитывая общую деградацию инженерно-производственной школы в Незалежной? Ещё прошлой осенью западные газеты открыто писали: с соседнего предприятия, «Южмаша», могли продать (или украсть) чертежи ракет для КНДР: внешнее сходство новых «игрушек» Ким Чен Ына и днепровских изделий заметно невооружённым глазом. А что, если в этом бардаке и документация на турбореактивник «Мотор Сича» попала не в те руки? Страшно подумать, что будет, если некая злая сила получит доступ ко всем его слабым местам и «закладкам».

Впрочем, разводить конспирологию вокруг подмосковной трагедии — последнее дело, к тому же отдающее танцами на костях. Но шесть «Ан-148» до сих пор находятся в строю Специального лётного отряда (СЛО) «Россия», занятого перевозками первых лиц государства; три — у ФСБ; двенадцать — у Минобороны РФ. Надеемся, их уже поставили на проверку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Самолет рухнул в овраг, а тела разбросало повсюду": очевидцы рассказали о первых минутах после трагедии

- Я стоял у дома, - рассказывает Александр. - Услышал гул, потом взрыв, в небе появилось большое облако. Я сюда (на место падения самолета - Авт.) побежал по тропе. Никого еще не было. Еще один мужчина стал звонить по номеру 112. Очень быстро приехало МЧС. Нашли тело одного погибшего, потом другого - в метрах ста от самого падения. Самолет-то рухнул в овраг, а тела откинуло сюда аж. (подробно)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Стюардесса разбившегося рейса "Саратовских авиалиний" недавно вышла из декрета

Среди членов экипажа разбившегося сегодня, 11 февраля, рейса "Саратовских авиалиний" находилась жительница Саратова Анастасия Славинская. Она была опытной бортпроводницей, девушка успела полетать на многих самолетах. Свой последний рейс она выполняла по маршруту Домодедово - Орск. Ей было всего 29 лет. (подробно)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Главные версии катастрофы Ан-148: человеческий фактор, отказ двигателя и погода

Обломки самолета спасатели обнаружили в Раменском районе Подмосковья. В результате крушения никто из пассажиров и членов экипажа не выжил. Среди жертв катастрофы трое детей (подробнее).