Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Общество1 сентября 2017 13:35

Петровскую «Полтаву» спустят на воду следующей весной

Корпус копии парусника, с которого начался русский флот, будет готов этой осенью
При должном уходе новая "Полтава" прослужит минимум полвека

При должном уходе новая "Полтава" прослужит минимум полвека

Фото: Олег ЗОЛОТО

Воссоздать легендарный корабль времен Петра? Чтобы он не только глаз радовал, но и мог ходить под парусами? Уже четыре года специалисты-романтики – конструкторы и плотники, кузнецы и резчики – в огромном ангаре на берегу Финского залива строят «Полтаву». Итог работы близок: осенью корпус будет готов, а весной судно можно будет спускать на воду.

СТРОИТЕЛИ-РОМАНТИКИ

О реконструкции флагманского линейного корабля Балтийского флота, в строительстве которого участвовал сам Петр Первый, в яхт-клубе Петербурга задумались еще в 2012-ом. На научные изыскания, проекты, поиск специалистов и места строительства ушел год. Летом 2013-го официально объявили о закладке.

Зазоры между досками заделывают современный герметиком

Зазоры между досками заделывают современный герметиком

Фото: Олег ЗОЛОТО

Сегодня корпус корабля завершен на 80 процентов: «скелет» парусника, состоящий из «позвоночника»-киля и 50 «ребер»-шпангоутов, обшивают; идет настил верхней, капитанской, палубы. Декор ждет установки.

Строительство идет каждый день с восьми до восьми вот уже четыре года

Строительство идет каждый день с восьми до восьми вот уже четыре года

Фото: Олег ЗОЛОТО

Каждый день с восьми утра до восьми вечера над «Полтавой» трудится около семидесяти специалистов. И это немного, ведь во времена Петра корабль строили триста мастеров: инструменты и технологии были не те, что нынче. Помимо главного ангара, где стоит «заготовка» «Полтавы», на исторической верфи есть конструкторское бюро, кузня, рангоутная и такелажная мастерские, свои резчики, своя пилорама.

Ближе к носу расположится камбуз, к корме - каюты

Ближе к носу расположится камбуз, к корме - каюты

Фото: Олег ЗОЛОТО

Костяк команды составляют те, кто в девяностых работал над репликой фрегата «Штандарт». Помогло и то, что Петербург все-таки морская столица и парусный спорт здесь жив: многие строители – профессиональные яхтсмены и моряки-любители.

– Большинство – романтики, – улыбаются работники. – Но не боги горшки обжигают: научиться всему можно. А каждый здесь должен уметь практически все.

ВПЕРЕД ПОД ПАРУСАМИ

«Полтава», пришвартованная в парке 300-летия Петербурга неподалеку от «Лахта-Центра», станет сердцем большого музейного комплекса, посвященного кораблестроению.

Корпус корабля делают из дуба, обшивку - из лиственницы

Корпус корабля делают из дуба, обшивку - из лиственницы

Фото: Олег ЗОЛОТО

Зарегистрирована она будет как стоечное судно: двигателя не будет, а электричество на «Полтаву» проведут в целях пожарной безопасности и освещения, «чтобы посетители не разбили лбы», да создать полноценный музей без него не получится. В остальном же все как в старину.

Современный инструмент ускорил процесс, но многие работы делают вручную

Современный инструмент ускорил процесс, но многие работы делают вручную

Фото: Олег ЗОЛОТО

– При желании «Полтава» сможет ходить под парусами, – отмечают на верфи. – Теоретически ее можно будет вывести на буксирах и пустить под парусом, как это было в XVIII веке.

При Петре палубы занимали припасы и запасные детали

При Петре палубы занимали припасы и запасные детали

Фото: Олег ЗОЛОТО

Правда, технологии и материалы для реконструкции применяют далеко не петровские: вместо пеньки и смолы – современный герметик, вместо расклепанных гвоздей – болты и гайки, нагели (деревянные гвозди) – на клею, палуба – трехслойная, доска-фанера-доска. Многие новшества диктует Морской регистр судоходства, без соблюдения требований которого «Полтаву» просто нельзя будет спустить на воду.

– Мы строим «Полтаву» не для того, чтобы она стояла где-то в ангаре: мы ее регистрируем, – объясняют на верфи. – А значит, нужно соблюсти огромный перечень требований.

Трюм заполнят балластом

Трюм заполнят балластом

Фото: Олег ЗОЛОТО

– К тому же, так долговечнее. А законопатить судно или использовать герметик – снаружи все равно будет выглядеть одинаково, – добавляет экскурсовод верфи Валентина Черных. – Смысла нет.

В ПОИСКАХ ДУБА

Но если с инструментом и крепежом в наше время проблем нет, то в поисках материала пришлось попотеть: лес на строительство «Полтавы» – дуб на набор корпуса, сосну на мачты, лиственницу на обшивку – везут со всей России.

Деревянные скульптуры обрабатывают маслом со скипидаром

Деревянные скульптуры обрабатывают маслом со скипидаром

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Корабельного леса давно нет, а мебельная индустрия заточена под дерево не таких размеров. Нам же нужны дубы, которым от 150 лет, причем определенного сорта, – рассказывают на верфи. – Доски должны быть определенной влажности, но их тоже не производят. Поэтому мы просто покупаем стволы, а потом сами распиливаем их на свой лесной бирже, сами сушим и обрабатываем.

О внешнем виде "Полтавы" было много споров

О внешнем виде "Полтавы" было много споров

Фото: Олег ЗОЛОТО

Чтобы согнуть доску обшивки – а она 10 сантиметров в толщину, – сначала ее на сутки помещают в паровую камеру, а затем еще на четыре-пять дней – под специальный станок. Высохнув, она принимает нужную форму.

– Несколько месяцев искали дерево на закладку киля, – делятся на верфи.

Все кораблестроители немножко романтики

Все кораблестроители немножко романтики

Фото: Олег ЗОЛОТО

– А форштевень (продолжение киля в носовой части. – Прим. ред.) так и не нашли: пришлось склеивать, – отмечает руководитель экскурсионного отдела верфи Оксана Роде. – Теперь ищем дерево под перо руля: оно должно быть длинное, большое. Перо должно быть целиковым, поэтому склеить не получится.

ПУШКИ ИЗ УДМУРТИИ

Паруса и канаты будут синтетическими. Раньше паруса шили изо льна, но новая «Полтава» будет ходить под дурадоном. Несмотря на то, что современная техника позволяет изготовить паруса на раз-два, для «Полтавы» их шьют вручную: лишь большие полотна прострачивают на машинках.

Пушки отливают в Удмуртии, а на стройке есть только образцы

Пушки отливают в Удмуртии, а на стройке есть только образцы

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Общая парусность составит 1 150 квадратных метров, – отмечает Валентина. – Все уже готово, кроме самого большого паруса, грота. Его размер – 220 «квадратов».

На борту будет 54 пушки трех видов

На борту будет 54 пушки трех видов

Фото: Олег ЗОЛОТО

Пушки тоже пока в процессе. Они, к слову, единственное, что производят не на верфи: орудия отливают в Удмуртии, в Воткинске. Всего пушек будет 54: на нижней палубе, гон-деке, – 22 18-фунтовых, на верхней, опер-деке, – 22 12-фунтовых, а наверху, на капитанской палубе, – 10 6-фунтовых. Самые маленькие пушки отольют из бронзы, остальные – из чугуна.

Полный комплект пушек на палубы, скорее всего, выставлять не станут: не останется простора для гостей

Полный комплект пушек на палубы, скорее всего, выставлять не станут: не останется простора для гостей

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Теоретически пушки будут действующими, – говорит Валентина. – Но проверить это мы, конечно, не сможем: даже салютовать с корабля из-за огнеопасности запрещено.

ЛИЦОМ К ЛИЦУ

О декоре «Полтавы» сведений до нас почти не дошло: сохранилась единственная гравюра Питера Пикарта, которая изображает корабль с кормы. На ней – сюжет мифа о Фаэтоне. Основные элементы, которые вскоре украсят судно, уже готовы: их вручную вырезали из дуба.

Гравюра Питера Пикарта. Фото: общественное достояние

Гравюра Питера Пикарта. Фото: общественное достояние

– Обрабатываем детали маслом со скипидаром, – рассказывают мастера. – Чтобы дуб потом воду не пил. Затем будем покрывать краской и сусальным золотом.

Споров о цвете было много. После нескольких лет исследований остановились на варианте, который, уверены эксперты, одобрил бы сам Петр.

Корму украсит декор по мотивам мифа о Фаэтоне

Корму украсит декор по мотивам мифа о Фаэтоне

Фото: Олег ЗОЛОТО

Но самая главная загадка – носовая фигура: что это было, доподлинно неизвестно. Правда, отгадку все же нашли: исследователи почти уверены, что на носу «Полтавы» был лев. Ведь именно этот зверь красовался на суднах Англии того времени, а император позаимствовал как раз английскую технологию кораблестроения.

Дуб очень твердый, поэтому сначала льва выпиливают электропилой

Дуб очень твердый, поэтому сначала льва выпиливают электропилой

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Животное-чудовище на носу корабля, устрашающее противника, – традиция XVIII века, – объясняют на верфи. – Львы на суднах были приблизительно одинаковыми: непропорционально маленькое тело, огромная грива. То ли лев, то ли какой-то грифон.

Чтобы установить, что было на носу судна, провели целое исследование

Чтобы установить, что было на носу судна, провели целое исследование

Фото: Олег ЗОЛОТО

Дуб – материал очень твердый, поэтому сначала льва выпиливают электропилой, а затем доводят до идеала вручную. Резчику приходится стоять на площадке на большой высоте «лицом к лицу» с хищником.

ПОЛВЕКА МИНИМУМ

Корпус корабля будет готов уже в октябре-ноябре: он будет полностью герметичен и готов к спуску на воду. Но путешествие из ангара в Финский (на специальных подушках с колесиками) отложат до весны.

Полка "Полтава" стоит в лесах

Полка "Полтава" стоит в лесах

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Нужно будет подготовить фарватер: углубить дно, устроить слип, – рассказывают на верфи. – К тому же спускать накануне зимы неразумно: доска должна разбухнуть и сжать герметик, но до этого момента корпус все равно некоторое время будет пропускать воду, а при морозе он может пострадать.

Да и забот и на зиму хватит. Займутся внутренней отделкой, продолжат готовить рангоут. А после спуска понадобится еще год на то, чтобы установить мачты, реи, паруса и пушки.

– Такелаж – это не куча дров и веревок: это дело очень серьезное и трудное, – подчеркивают мастера.

Главным экспонатом «Полтавы» станет она сама, но в масштабе 1 к 12 – адмиралтейская модель. На миниатюре можно будет рассмотреть, как парусник устроен.

– Полвека «Полтава» точно прослужит, а то и больше, – рассуждают на верфи. – Это вопрос ухода: если каждый год осушать док, проводить ремонт, пропитывать корпус и покрывать его лаком, то корабль проживет очень долго. В петровские времена задачи сохранить не было: судно могло погибнуть в первом же бою.

Зимой работы не прекратятся

Зимой работы не прекратятся

Фото: Олег ЗОЛОТО

На верфи признаются: хотелось бы, чтобы «Полтава» была не только музеем, но и украшением городских праздников. Например, «Алых парусов». Тем более что сшить комплект бутафорских парусов любимого всеми школьниками цвета можно за неделю. Правда, даже если правительство поддержит идею, к выпускному 2019-го успеют вряд ли.

– Строя корабль, мы не просто делаем классный музей: мы возрождаем ремесло кораблестроителя, – говорят мастера. – Мы по крупицам собираем историю и узнаем, как оно было на самом деле.

КСТАТИ:

Исторические корабли реконструируют не впервые. Во Франции восстановили фрегат «Гермиона», на котором Ла Файет отправился в 1798 году на помощь Американским штатам в их войне за независимость. В Нидерландах воссоздали корабль Вест-Индской компании «Батавия». В России единственный доселе опыт – фрегат «Штандарт», спущенный на воду в 1999-ом. Сейчас судно находится в Европе, потому что не соответствует Морскому регистру.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

В высоту «Полтава» будет ростом с 16-этажный дом

Длина самого большого гвоздя «Полтавы» – 3,5 метра: он крепит киль к направляющим

В трюм посетителей пускать не будут: его заполнят балластом. Во времена Петра это были тюки с песком, каменные валуны и свинцовые пластины

На сегодня только дубовых стволов на «Полтаву» ушло уже 1 897 штук