Премия Рунета-2020
Мурманск
+2°
Boom metrics
Интересное21 июля 2017 8:56

Дорожники широкого профиля

В терском ООО «Техпром» следят за состоянием автотрасс, знают толк в щебне и… загружают морские суда
Здесь умеют «готовить» щебень.

Здесь умеют «готовить» щебень.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

КИЛОМЕТРЫ В АСФАЛЬТЕ

Асфальтоукладчик равномерной лентой разглаживает теплую черную смесь, которая после укатывания станет частью обновленной дороги из Умбы в старинное поморское село Варзуга. В прошлом году ООО «Техпром» отремонтировало 5 км (69 - 74 км) автотрассы, ныне - еще 3 км и 3 км по дороге из Умбы в Кандалакшу.

- В нынешнем году весна задержалась, поэтому первый асфальт положили в конце июня, - говорит прораб Алексей Киселев. - Работаем, когда позволяет погода. Укладываем по половине километра в день.

ООО «Техпром» и ремонтирует, и содержит автомобильные дороги в Терском районе. «Делаем и для людей, и для себя», - так неоднократно говорил встретивший нас в Умбе учредитель предприятия Юрий Калинин. Да и как же иначе? Ведь работники предприятия сами являются жителями района, и они, их семьи, родные, друзья пользуются теми же дорогами.

- Мы содержим 286 км, и только немногим более половины из них - с твердым покрытием, а остальные представляют собой песчано-гравийную смесь, - говорит Юрий Калинин. - Но благодаря обновлению дороги на Варзугу с каждым годом доля асфальтированных участков увеличивается. Возможности предприятия позволяют ремонтировать гораздо больше дорог, но приходится работать в рамках объемов выделяемого финансирования.

Но даже такие темпы ремонта уже дают значительный эффект. Если еще недавно путь из Умбы в Варзугу занимал пять-шесть часов, то теперь это расстояние преодолевается за два-три часа.

КОГО РАБОТА НАХОДИТ

Юрий Калинин подчеркивает, что все годы стремится сохранять штат сотрудников, стимулировать их к совершенствованию в работе. «Если они уйдут - уедут или потеряют навыки, где я в нашем районе найду, к примеру, квалифицированных специалистов?!»

- У нас почти все работающие имеют по три-четыре специальности, - говорит Алексей Киселев. - Вот оператор асфальтоукладчика - он и экскаваторщик, и бульдозерист, и шофер, и на погрузчике работает. Зимой кто-то из бригады асфальтировщиков работает на содержании дорог, а другие переходят в гранитный карьер, на причал. Там у нас объемы постоянно растут…

Идею разработки месторождения строительного камня Юрий Калинин вынашивал почти два десятка лет. Местный гранитный щебень ценится из-за высокой плотности, что позволяет использовать его в любых почвенно-климатических зонах, а запасов здесь на миллиарды кубометров - скалы начинаются сразу за Умбой. Вместе с тем решение организационных вопросов осложнялось главной проблемой - с обеспечением доставки потребителю. Ближайшая железнодорожная станция Кандалакша располагается в 110 км, а ставка на автотранспорт резко повышала себестоимость щебня. Решение задействовать водный путь выглядело наиболее эффективным, тем более что заинтересованные в больших объемах поставок потребители находятся по другую сторону побережья Белого моря и далее, вдоль Северного морского пути.

СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ

Но принимать суда было негде - служившие более 100 лет причалы для погрузки леса и пиломатериалов давно не использовались и пришли в негодность. Пришлось начинать с реконструкции и возведения инфраструктуры для перевалки щебня. Даже построили специальный подъезд, чтобы самосвалы не разбивали поселковые дороги. И в прошлом году суда вновь стали швартоваться в Умбе. Зимой продлили пирс, что позволяет теперь принимать суда с большей грузоподъемностью.

- В нынешнюю навигацию уже приняли больше судов, чем за весь прошлый год, - рассказывает Юрий Калинин. - Заключены контракты с Архангельским речным портом, ГУП НАО «Нарьян-Мардорстрой». Ведем еще ряд переговоров, в том числе по контрактам на будущий год.

Одновременно продолжается отработка оптимальной схемы работы, выявление узких мест. В прошлом году суда загружались одним погрузчиком. В межсезонье был приобретен и смонтирован еще один, более мощный телескопический конвейер с выдвижной стрелой до 25 метров и общей длиной 45 метров. Уже использовался вариант работы с двумя погрузчиками, что значительно снижает время простоя судна. Кроме того, есть лоцман, который руководит швартовкой, готовит необходимую документацию, в том числе занимается обоснованием задач по реконструкции причала. Видимый результат его работы в том, что суда практически не задерживаются на рейде, а сразу по прибытии заходят на погрузку.

Юрий Калинин: «Каждый год мы стараемся использовать для развития предприятия, расширения наших возможностей, обеспечения людей стабильной работой».

Юрий Калинин: «Каждый год мы стараемся использовать для развития предприятия, расширения наших возможностей, обеспечения людей стабильной работой».

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

ВИДЕТЬ ЯСНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

- Главная задача на ближайшее время - выиграть конкурсные торги по дорогам и завершить реконструкцию причала, - говорит Юрий Калинин. - Это позволит дать людям работу и развивать предприятие.

В ООО «Техпром» надеются на победу в конкурсных торгах по реконструкции участка 74 - 89 км автодороги Умба - Варзуга. Еще одни важные торги пройдут в конце года - заканчивается трехлетний контракт на содержание автодорог регионального значения в Терском районе. Директор ООО «Техпром» Сергей Пасечник поясняет, что сегодня, согласно законодательству, к участию в них допускаются компании даже из других регионов России и сложно предугадать, кто будет конкурентом и каким будет его предложение.

- На проекте общероссийского народного фронта «Карта убитых дорог» есть и две улицы Умбы, - продолжает Сергей Пасечник. - Мы, конечно, видели состояние Беломорской и Дзержинского. Сами ездим по этим дорогам и могли бы сделать ремонт, как только позволила погода, вложив свои средства. Но никто не мог дать гарантии, что по итогам торгов контракт достанется именно нам и мы компенсируем свои затраты.

Сегодня для проведения ремонта дорог ООО «Техпром» покупает асфальт в Кандалакше на заводе ООО «СевТехИнвест». Самосвалы успевают делать лишь один-два рейса в день. В планах - приобретение собственного асфальтобетонного завода.

Сергей Пасечник: «Из карьера камень уходит уже дробленным». Двумя конвейерами получается грузить быстрее.

Сергей Пасечник: «Из карьера камень уходит уже дробленным». Двумя конвейерами получается грузить быстрее.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

- Мы можем обеспечить производство щебнем необходимой фракции, доставить любые материалы, - замечает Сергей Пасечник. - Но для завода необходимы соответствующие объемы работ, которые могут дать только заключение долгосрочных контрактов. Если же он будет работать 15 - 20 дней в году, а остальное время мы его будем охранять, то такое приобретение никогда не окупится.

В руководстве ООО «Техпром», безусловно, прорабатывают различные варианты применения сил земляков.

- Есть идея обеспечить обратную загрузку прибывающих к нам судов, - продолжает Юрий Калинин. - Сегодня они идут к нам с пустыми трюмами, а можно было бы, к примеру, завозить из Архангельска лес и выпускать пеллеты (прессованные брикеты) для отопления домов. Сегодня нам их продают из Карелии и Ленинградской области…

Белое море, к сожалению, замерзает, что не позволяет организовать регулярные поставки. Однако и в этом в ООО «Техпром» находят свои плюсы: за зимние месяцы будут накапливать щебень необходимых фракций под заключенные контракты, чтобы в период навигации вести бесперебойную погрузку.