Премия Рунета-2020
Мурманск
-4°
Boom metrics
Интересное31 мая 2017 10:05

На грани упущенных возможностей

Автотрассы в районах фактически являются «дорогами жизни» - главными транспортными артериями, связывающими поселения с миром. Фото: РК МОСТ.

Автотрассы в районах фактически являются «дорогами жизни» - главными транспортными артериями, связывающими поселения с миром. Фото: РК МОСТ.

Еще год назад по дороге Надвоицы-Полга-Валдай-Вожмозеро отказывались ездить даже предприниматели, снабжавшие селения продуктами. А аварийный мост через ручей Мугерин «прославился» тем, что по нему было рекомендовано проезжать после… высадки пассажиров (?!) Всего лишь за один сезон дорожники, распределив силы и ресурсы, отремонтировали трассу и тот самый мост.

Нужен хозяйский подход

Состояние дорожной сети, находящейся на балансе республики, в минувшем году значительно улучшилось. К стабильному финансированию из Дорожного фонда пришла весомая прибавка из федерального бюджета – субсидия со сборов системы «Платон». Главный «барометр» ситуации – заметное снижение жалоб со стороны граждан, поступающих в правительство Карелии и значительное уменьшение аварийности. Региональные автотрассы стали доступными для проезда, но проблемы, вызванные нарушением межремонтных сроков и отсутствием своевременно проведенного капитального ремонта, невозможно решить одномоментно и только за счет текущего содержания.

За дорогой необходимо следить и ухаживать точно так же, как и за жильем – наводить порядок, вовремя ремонтировать и фасад, и то, что скрыто от глаз. Сергей Соловьев, председатель Карельской республиканской территориальной организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства уверен, что рецепт надежности и безопасности дорог один – финансирование. Если государство готово вкладывать деньги, то предприятия отрасли, безусловно, способны обеспечить качественное содержание автотрасс.

У многих жителей Карелии еще в памяти ситуация 2015 года, когда из-за задержки с заключением договоров с подрядчиками часть дорог вовсе оказались брошенными. В результате новому генеральному подрядчику пришлось вкладывать значительно больше усилий и средств, чтобы исправить ситуацию. За прошедший период удалось выйти на системную работу, нормализовать социальную обстановку в коллективах дорожных организаций Карелии. Однако в мае 2017 года под вопросом оказалась даже реализация планов текущих работ. Причиной этому стала приостановка финансирования госконтракта по содержанию региональных автомобильных дорог.

Тонкости содержания дорог

Средства организациям, обслуживающим автотрассы, перестали поступать в канун начала дорожно-ремонтных работ в весенне-летний период. В это время в рамках содержания всегда выполняются работы по восстановлению дорожного покрытия, замене водопропускных труб, подсыпке обочин и так далее, чтобы зимой и в период осенне-весенней распутицы автотрасса работала, была проезжей и безопасной. Но сегодня нет денег не только на это. В ряде организаций начались проблемы с выплатой заработной платы.

Есть и «первый звоночек»: автобусный рейс из Костомукши в поселок Боровой отменен – по дороге невозможно передвигаться безопасно. Начались проблемы с участком 10 км-35 км автотрассы Кочкома-Тикша-Костомукша – дорога практически раздавлена большегрузными машинами - лесовозами, которым даже закрытие дорог на просушку «не указ». У выпускников школ начинается пора ЕГЭ, а обеспечение доставки их автобусами в пункты сдачи в ряде районов оказалась под угрозой срыва из-за проблем с износом дорожного полотна.

- По моей просьбе 25 мая в Государственном комитете Республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи прошла встреча с участием представителей дорожных организаций, - сказал Сергей Соловьев. – Разговор касался вопросов и финансирования, и работы дорожного хозяйства в целом. Руководство Комитета заверило дорожников, что средства в Дорожном фонде Республики на это есть.

Средства может быть и есть, но когда они будут отправлены по назначению?

Впрочем, даже заложенные в бюджете объемы финансирования являются недостаточными. На содержание республиканской сети в 2017 году выделяется примерно 1,2 млрд. рублей. Но если взять калькулятор и разделить эту сумму на протяженность региональных дорог, то получится всего… 18 тысяч рублей в месяц на километр. Дворник в Петрозаводске имеет зарплату выше, а здесь на эти деньги надо и регламентные работы выполнять, и технику обслуживать, и оплачивать труд работников.

А тем временем проблемных вопросов в эксплуатации региональной дорожной сети Карелии становится больше. С введением на федеральных трассах системы взимания платежей «Платон» значительно увеличилось количество большегрузного транспорта, движущегося в обход весовых пунктов по региональным дорогам. Необходимо также определить ответственность и разработчиков карьеров, и лесозаготовителей за пользование дорогами, которые нередко используют их как подъездные пути, применяют гусеничную технику. Вопросы компенсации за разрушение дорожного полотна и полосы отвода пока не отрегулированы.

Карельские автотрассы требуют больших средств на реконструкцию. Многие из них строились по лежневкам, болотистым грунтам, дорожникам приходится постоянно бороться с просадками и размывами грунта, выходом пней и поросли на поверхность. Не менее сложная ситуация и с мостами. В минувшем году объемы ремонтных работ выросли, однако они еще далеки от того, чтобы существенно повлиять на решение проблемы.

Если обрывается цепь

Сейчас главное, по словам Сергея Соловьева, – не допустить усугубления ситуации. Если дорога разрушится, то затраты на ее восстановление многократно превысят те расходы, которые сегодня несет бюджет на поддержание автотрассы.

Профсоюзный лидер выразил обеспокоенность ситуацией в ГУП РК «Мост». Сложное положение здесь усугубляется еще и тем, что предприятие находится в состоянии банкротства. По его словам, существующий договор субподряда на обслуживание дорог Карелии в 8 районах (3060 км асфальтобетонных, гравийных и грунтовых дорог) имеет социальную основу, ключевую для поддержки и дорожной сети, и отрасли в целом – чтобы дать работу местным дорожникам.

На головном предприятии и его участках работают 558 человек. Во многих районах производственные базы ГУП РК «Мост» являются единственными дорожными предприятиями. Кроме выполнения работ по контракту, такие организации, как правило, помогают решать и другие задачи: чистить и ровнять уличные дороги в поселениях, убирать рухнувшие деревья и так далее. Автотрассы в районах, содержанием которых занимается ГУП РК «Мост», это фактически «дороги жизни» - главные транспортные артерии, связывающие поселения с миром. Наращивание задолженности для государственного предприятия, находящегося в состоянии банкротства, станет окончательным приговором…

Хочется надеяться, что в работе дорожной отрасли все стороны будут соблюдать взятые обязательства и наметившиеся позитивные изменения, старт которым был дан в прошлом году, продолжатся ростом темпов выполнения задач по приведению региональной дорожной сети в нормативное состояние.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ:

6515 км составляет протяженность региональных и межмуниципальных дорог Республики Карелия. Из них 2150 км – с асфальтобетонным покрытием, остальные – с щебеночно-гравийным покрытием и грунтовые. На балансе Управления автомобильных дорог РК находятся 526 мостов, более трети из которых – деревянные. Для сравнения: в соседней Мурманской области протяженность региональных и межмуниципальных дорог составляет 1998 км, а количество мостов – 147.