Премия Рунета-2020
Мурманск
+1°
Boom metrics
Звезды22 сентября 2016 11:29

Розовая паутина времени, или за кулисами живой инсталляции от мурманской художницы в Вадсё

Екатерина Голубина сплела для норвежцев сеть истории
Самый большой интерес инсталляция вызвала у детей.

Самый большой интерес инсталляция вызвала у детей.

У вас возникало чувство, что вам хочется заглянуть в голову к художнику? О чем думал Малевич, когда создавал «Черный квадрат» или «Белое на белом», которые не понять с первого взгляда? Или что хочет сказать своими работами Давид Черный (один из самых провокационных скульпторов современности, автор безликих младенцев и розового танка в Праге).

Сейчас мы дадим вам возможность это сделать и расскажем историю и философию необычной интерактивной инсталляции, которая недавно прошла в городе-побратиме Мурманска Вадсё во время фестиваля Варангер. Она стала одной из частей совместного проекта “Истории пространства и времени” с норвежской художницей Маргарет Петерсен. Проект поддержали БаренцКульт, Совет искусств Норвегии, Норвежская ассоциация художественных сообществ, Художественное объединение Вадсё, фестиваль Варангер и местная коммуна.

Чтобы создать эту интерактивную экспозицию, мурманская художница Екатерина Голубина проделала большую работу. По всему городу она собирала артефакты, которые рассказывают его морскую историю. Сейчас в Вадсё рыбацкий промысел угас, но раньше каждая семья была с ним тесно связана. На побережье Екатерина собирала все, что наталкивает на воспоминания о частной рыбалке, на фабрике, уже разрушенной и готовящейся к сносу, - о массовом промысле, на набережной – все, что осталось от небольших судов, кормивших местное население, а теперь отправленных на пенсию и кладбище кораблей.

Чтобы найти предметы, которые напомнят о рыбном промысле, собирали по всему Вадсё.

Чтобы найти предметы, которые напомнят о рыбном промысле, собирали по всему Вадсё.

- Так я хотела показать всю историю: от человека к коммуне. К каждому артефакту было проявлено должное уважение: мы их отмыли, очистили, но сохранили следы истории, например, царапины и ржавчину. Каждый предмет был покрыт бесцветным лаком, чтобы законсервировать прошлое. Хотелось показать, что важно сохранить историю доступной, прозрачной и открытой, - рассказывает Екатерина.

Каждый найденный артефакт тщательно очистили и покрыли бесцветным лаком, сохранив следы истории.

Каждый найденный артефакт тщательно очистили и покрыли бесцветным лаком, сохранив следы истории.

Все находки были помещены в паутину, которая соединила два дома на центральной улице Вадсё. На нее ушла тысяча метров розовых резинок (все они были покрашены вручную). Постоянно меняющая форму сетка - это аллюзия на концепцию о ризоме из книги «Тысяча плато» французских философов Жиля Делёза и Феликса Гваттари. Если говорить кратко и просто, то это понятие жизни, похожей на корневую систему сорняка без начала и конца. В сравнении с деревом (иерархичной структурой), где, если обрубить корень, умирает все дерево, система сорняков с гибкой организаций распространяется горизонтально и независимо от других образований, потому что она постоянно меняется, даже если один очаг удаляют, остальные живут. Когда резинки натягивали между зданиями, цепляя за «тело» - карнизы и выступы, они растягивались, и сеть получилась еще масштабнее. В нее попали, словно рыбки, не только артефакты, но и люди.

Цепляли резинки за тела домов, например, выступы крыш и светильники.

Цепляли резинки за тела домов, например, выступы крыш и светильники.

- В свое время подобное сделал французский инноватор, художник и теоретик искусства Марсель Дюшан. Он участвовал в выставке картин. И ночью перед открытием, пока остальные спали, оплел все выставочное пространство сетью из веревок. Чтобы подойти к любому экспонату, надо было пробраться через нее. На утро остальные художники были разгневаны его поступком. Потому что посетители ярче всего запомнили эту «Милю веревки» (так назвали эту инсталляцию – Ред.), как они преодолевали препятствия, а не сами картины, - поясняет Екатерина.

В свое время французский инноватор, художник и теоретик искусства Марсель Дюшан. Фото: cdn-images-1.medium.co

В свое время французский инноватор, художник и теоретик искусства Марсель Дюшан. Фото: cdn-images-1.medium.co

Так же и на инсталляции в Вадсё. Чтобы подойти к артефактам или просто пройти по улице, людям надо было разобраться с розовой паутиной. Реакция на нее была разная. Больше всего интерактивная инсталляция понравилась детям, которые с удовольствием лазили между резинками, путались в них и находили выход. Молодежь пробиралась сквозь них, а вот взрослые, большей частью, старались обойти сеть стороной и посмотреть на нее издалека. Некоторые этими клубками кидались друг в друга. Часть же резинки просто украли. Но Екатерину такой поворот не расстроил. Она философски рассуждает – это значит, что искусство вышло за рамки художественной работы и перешло в частные руки. Может, кто-то сейчас играет в розовую резинку у себя во дворе, и пасмурный день становится ярче.

Некоторые артефакты были помещены внутрь подиумов, другие - на них.

Некоторые артефакты были помещены внутрь подиумов, другие - на них.

- Мне было интересно, как местные жители отнесутся к объектам в соотношении с мобильной паутиной, обратят внимание на артефакты или их внимание будет захвачено мобильной сетью. Я не ставила себе целью в прямом смысле, чтобы они узнали вещи и как они связаны с промыслом рыбы. Была важна реакция. Для каждого артефакта мы создали рамы-подиумы, потому что они делают объекты возвышенными. Некоторые находки были на них, другие - внутри. Дети охотно забирались на подиумы, рассматривали предметы. Некоторые родители рассказывали им о истории города, - вспоминает свою работу Екатерина. – Получилась не просто выставка, а игра, театр телодвижений.

После того, как фестиваль закончился, сеть свернули и увезли в Мурманск. Художница не исключает, что похожая паутина будет сплетена в столице Заполярья или другом российском городе. Рамы для артефактов забрали в норвежские арт-пространства. Предметы же в большинстве своем вернулись туда, откуда их забрали. Может, кто-то из жителей Вадсё захочет их взять к себе, чтобы сохранить родную историю?

ЕСТЬ ИДЕЯ

В Мурманской области работы Екатерины можно было увидеть в Коле. Сначала художница создала там волну из деревянных окон, позже – бархан из CD-дисков. К сожалению, объекты, которые могли бы стать меккой для фотографов и туристов, прожили недолго. Волну повредили вандалы, а бархан разобрали по поручению чиновников Кольского района после жалобы от местного населения. Коляне не увидели в незаконченном арт-объекте красоты и настояли на его уничтожении. А ведь можно было немного подождать и увидеть, как «кольчуга» засверкала бы на солнце.

В планах у Екатерины был еще один проект, который на данный момент заморожен. На площадке под Кольским мостом она хотела создать спираль из… деревянных дверей. Представить это сложно, но в эффектности задумке не откажешь. Двери даже начали собирать, но четкого проекта для арт-объекта не было, возникла сложность в финансировании, поэтому от его воплощения пока пришлось отказаться.

ДОБРОЕ СЛОВО

- Я бы хотела поблагодарить за сотрудничество аспиранта кафедры философии и социальных наук Мурманского арктического государственного университета Александра Шалавина. С ним я могу поделиться своими мыслями и благодаря этому я лучше осознаю свои работы, - Екатерина Голубина.