Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество23 августа 2016 22:42

Мигранты в Мурманской области: Мой дом - «копейка»!

Надеясь прорваться в Европу, беженцы неделями живут в ржавом автохламе при минус 25 [инфографика]
Алексей МИХАЙЛОВ
Беженцев, едущих в Финляндию через Мурманскую область, не пугают даже лютые морозы

Беженцев, едущих в Финляндию через Мурманскую область, не пугают даже лютые морозы

Фото: Алексей МИХАЙЛОВ

Финны шутят: если бы местный Дед Мороз Йоулупукки узнал, что в новом, 2016 году к нему пожалует столько темнокожих гостей, он бы сбежал на Северный полюс. А вот беженцы из Сирии и африканских стран, которые уже полгода штурмуют Европу, морозов не боятся: ни финских, ни русских. Только теперь форточку в Европу они приоткрыли через Алакуртти (военный гарнизон на границе России и Финляндии) и бегут через Мурманскую область не столько в Норвегию (после того как за осень туда через Никель перекочевало более шести тысяч мигрантов, страна ужесточила контроль), а в Суоми. И транспорт у них теперь посолиднее: вместо велосипедов - «Жигули». Хоть и дышащие на ладан.

Почитатели европейских ценностей

КПП возле Алакуртти: крохотный зеленый вагончик, где ютятся пограничники, шлагбаум преграждает разбитую дорогу, петляющую среди густого заснеженного сосняка. Обычно тут тишь да гладь, всего пара-тройка машин. Но теперь покой российским и финским пограничникам только снится. У КПП с нашей стороны выстроился целый «автопоезд» с беженцами.

«...Два, восемь, пятнадцать...» - я сбился со счета, перебирая старенькие машины. Рядом с ними ежатся от холода африканцы. В машинах у границы они живут неделями. В день проходит всего 10 - 15 человек. А до ближайших населенных пунктов - Кандалакши и Саллы - почти по сотне километров, вот и кукуют в «Жигулях», больше от холода спасаться негде. Некогда белоснежные обочины уже превратились в свалку из упаковок сока, лапши и прочей снеди.

- Я Замби из Нигерии! У нас война, голод, нет работа, - скачет с ноги на ногу темнокожий парень лет 30. С нами он говорит на ломаном русском. Говорит, уже приезжал однажды в Россию - пытался работать в Москве.

Замби явно не из нищих. В руках вертит шестую модель айфона (такой тут чуть ли не у каждого второго)! Не секрет: в Финляндию многие бегут исключительно за пособием по 30 евро в день. Ради этого на родине продают последние штаны. Предприимчивые мурманчане предлагают беженцам зарядные устройства для телефонов по 300 долларов и пачку «Парламента» за 500 рублей! И ведь берут.

- В Россия много проблем. Трудно получить документы, чтобы человек мог спокойно жить. Поэтому мы бегим отсюда в Европ, - воркует Замби.

В старенькую «Волгу» вместе с Замби набилось еще пятеро молодых людей. Но все довольные. Перед ними всего две машины, а там - «сладкая европейская жизнь».

- Это еще что, - усмехаются погранцы, - однажды в «копейке» при проверке документов мы обнаружили сразу восьмерых! Влезли же!

Есть в «автопоезде» и иные истории.

В желтой «Газели», где еле-еле греет печка, семья сирийцев. Женщина с годовалым ребенком на руках. Плачет. Мужчина что-то кричит, размахивает руками.

- Это Амир, у него жена с двумя детьми. Из Сирии приехали, продали все, что успели. А дочка совсем маленькая, заболела, у нее температура под 40. «Скорую» вызвали, ждем, - объясняет его «куратор» Сергей. Еще недавно он просто таксовал, а теперь благодаря беженцам осваивает новый «бизнес».

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

150 тысяч с носа

«Кураторы» - это местные, которые за деньги помогают беженцам добраться до границы. Сергей еще в первую миграционную волну осенью приспособился возить беженцев в Норвегию. Бизнес хоть и опасный (с «партнерами» конфликты частые), но ради 100 - 150 тысяч дохода с одного мигранта можно и рискнуть. Когда Норвегия пути прикрыла, Сергей вызвался сопровождать приезжих в Финляндию.

- Российско-финский пункт «Салла» - автомобильный, пересекать его пешком нельзя. Вот беженцы и кинулись скупать самые дешевые «ведра», а мы им в этом помогаем, - рассказывает Сергей. - Схема такая: сначала встречаем мигрантов в аэропорту, везем до Кандалакши, там за тысячу долларов предлагаем им старую машину. Цена ее максимум 15 - 20 тысяч, на авторынках такого хлама полно, но приезжие-то не знают и платят. Часть этих денег, правда, уходит на оформление машины, порой надо сунуть кое-кому «барашка в бумажке». Но навар все равно получается неплохой - 30 - 40 тысяч с одного авто.

Пока мигранты ждут в очереди, «кураторы» привозят еду, воду и топливо.

- Чего тут только не насмотришься, - рассказывает еще один «куратор», бомбила Олег. - У одних как-то на дороге заглохла «копейка», так негры толкали ее километров десять, поминая всех африканских богов. Но финны транспорт у них все равно конфискуют - машины в ужасном состоянии, не соответствуют евростандартам.

Финны готовы закрыть границу

Несколько дней назад в салоне авто нашли труп 33-летнего непальца. Пять дней стоял в очереди. Что стряслось, выясняют следователи. Одни говорят - замерз, другие - сердечный приступ. После этого местные власти большую часть беженцев с КПП разогнали и заставили расселиться в гостиницах Кандалакши. Получилось около сотни человек.

По данным иммиграционной службы Финляндии, с начала 2016 года к ним из России прибыли 579 беженцев. И такой цифрой местные власти уже не на шутку встревожены.

- Необходимо положить конец незаконному въезду мигрантов и их перемещениям внутри страны, - заявил глава МИД Финляндии Тимо Сойни и пообещал рассмотреть вопрос о закрытии границы.

А В ЭТО ВРЕМЯ В НОРВЕГИИ

Первопроходцам «мурманского транзита» сейчас невесело. Норвегия начала высылать обратно тех, кто не прошел миграционный контроль. Но мигранты всячески пытаются скрыться от полиции. Недавно 80 человек даже арестовали. Но 25 января арест сняли - после того как местные жители устроили демонстрацию в их поддержку.

Всего же, как заявила полиция Норвегии в эфире местного канала ТV2, власти намерены выслать в Россию 5,5 тысячи беженцев. И несколько дней назад в Мурманск первую партию уже вернули. Беженцы прокуковали ночь на вокзале, а утром разъехались в Москву и Питер.

А В ЭТО ВРЕМЯ

"Гостей с Востока" расселили в гостиницах Кандалакши

Когда материал готовился к публикации, нам сообщили: "автопоезда" возле гарнизона Алакуртти больше нет. Искателей убежища расселили в гостиницы Кандалакши, чтобы гости с Востока не болели и не умирали в машинах.

- Сейчас там живут около 100 беженцев, сообщила зам. главы Кандалакшского района Наталья Золотова. – Здесь они ждут разрешения пересечь российско-финскую границу. Но очередь на въезд двигается крайне медленно – менее 10 человек в день. Мы держим руку на пульсе, контролируем правопорядок.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Фотогалерея "КП": как жилось беженцам в Заполярье, возле границы с Финляндией (подробнее).