"Карская экспедиция" уже не первый год собирает участников из разных городов страны.
Фото: Александра ЛЕБЕДЕВА
Проект по поиску судов, затонувших в Карском море в годы Великой Отечественной войны, стартовал еще в 2008 году. Все началось со сбора информации о трагической судьбе конвоя БД-5, в состав которого входили пароход «Марина Раскова» и сопровождающие его тральщики Т-114, Т-116 и Т-118. В августе 1944 года конвой был потоплен немецкой подлодкой U-365 в 60 милях от острова Белый. Трагедия унесла 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла.
В 2014 году состоялась очередная «Карская экспедиция». Ее участники обнаружили точные места гибели транспорта «Марина Раскова», тральщика Т -118 и легендарного ледокольного парохода «Александр Сибиряков». Результаты похода не остались незамеченными.
На поисковые работы обратило внимание правительство Ямало-Ненецкого автономного округа. В этом году власти региона дали возможность ученым провести новый этап более детальных исследований. В годовщину гибели конвоя из Мурманска стартует новая экспедиция, которая продлится 25 дней.
- Поисковые мероприятия пройдут на суше, в воздухе и на море, - рассказывает Сергей Шулинин, научный руководитель экспедиции. - Водолазные работы на кораблях, затонувших в годы Великой Отечественной войны, будут проводиться впервые. Это уникальный поход, ранее в Карском море таких результатов достигнуто не было.
В минувшем году к месту гибели кораблей ученых доставлял «Спасатель Заборщиков», в 2015-м его сменило аварийно-спасательное судно «Балтика». На его борт уже погрузили специальное поисковое оборудование, предоставленное компанией «Фертоинг».
Ученые, историки и инженеры ставят перед собой серьезные цели. Воплощать задуманное в жизнь им помогают не только их знания, но и современное оборудование.
Фото: Александра ЛЕБЕДЕВА
- Это гидролокаторы, позволяющие сканировать подводное пространство на расстоянии 300 метров, подводный аппарат Mojave (может работать на глубине до 1 километра, обычно используется для осмотра скважин), и, конечно же, барокамера, - перечисляет Станислав Жигалко, начальник поисковых работ, сотрудник компании «Фертоинг». – Такой комплекс оборудования позволит детально осмотреть суда снаружи, спуститься и идентифицировать их.
Поисковыми работами участники экспедиции не ограничатся. Они планируют высадку на острове Белый, где почтут память павших защитников Отечества.
- В августе 2014 года на острове был установлен малый мемориальный комплекс, один из колоколов которого будет звонить по погибшим, - рассказывает Сергей Шулинин. - В конце июля мы получили информацию о том, что на этом месте, предположительно, были найдены останки и захоронения участников конвоя БД-5. Согласно этим данным, среди них есть и мурманчанин, Макаровский Михаил Петрович. Его тело находилось на кунгасе, который прибило к берегу. Списки погибших есть и по «Александру Сибирякову». С родственниками одного из участников конвоя, Коровицына, нам удалось связаться. Они живут сейчас в Америке. И знаете, что удивительно? В их банковской ячейке хранится орден, который был вручен Коровицыну посмертно в 1945году. Благодаря нашей работе, родные узнали, на основании какого приказа их предок получил эту награду.
На этом амбициозные планы участников экспедиции не заканчиваются. Поисковики собираются найти и обследовать пограничный сторожевой корабль «Бриллиант», транспорт «С. Киров» , грузовой пароход «Куйбышев» и буксир «Медвежонок».
Правда, поднимать суда со дна не будут, им хотят придать статус воинского захоронения.