Премия Рунета-2020
Мурманск
0°
Boom metrics
Общество2 ноября 2014 14:26

Наступление остановил Сталин

В этот день 70 лет назад – 29 октября 1944 года – было принято решение о завершении Петсамо-Киркенесской наступательной операции.
Иван ГАНИН
Петсамо-Киркенесская операция завершалась. Норвежцы, со своим нехитрым скарбом бежавшие от войны, возвращались домой. Фото из фондов Музея истории народного образования МГПУ. С сайта http://lexicon.dobrohot.org/

Петсамо-Киркенесская операция завершалась. Норвежцы, со своим нехитрым скарбом бежавшие от войны, возвращались домой. Фото из фондов Музея истории народного образования МГПУ. С сайта http://lexicon.dobrohot.org/

Ранним утром, а точнее еще ночью 29 октября командующий Карельским фронтом маршал Кирилл Мерецков позвонил в Ставку. Беседовал с ним Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин. Мерецков изложил соображения Военного совета фронта. Коротко их можно сформулировать так: дальнейшее преследование противника нецелесообразно. Впереди лежит полупустынный, горный, весь изрезанный фьордами район. Приближается полярная ночь. Начались сильнейшие снегопады, на дорогах появились заносы и почти непреодолимые завалы. Высланная от Нейдена на северо-запад разведка 114-й стрелковой дивизии донесла, что движение сопряжено с громадными трудностями, а противника нет. Задачи, которые были поставлены Карельскому фронту и Северному флоту, выполнены полностью: немецко-фашистские захватчики разгромлены, а их остатки выброшены с Советского Севера. Оказана помощь в освобождении Норвегии. Резюмируя, маршал доложил о решении Военного совета прекратить Петсамо-Киркенесскую операцию. «Хорошо, — ответил ему Сталин, — мы обсудим ваше предложение. Вы же разберитесь во всем основательно, подумайте о возможных деталях еще раз и вечером доложите окончательно».

«На командном пункте 14-й армии, - вспоминал Мерецков, - я, мой заместитель В.А. Фролов и командарм Щербаков изучили ситуацию еще раз. Все говорило о том, что дальнейшее продвижение в военном отношении бесперспективно. Я вылетел в Мурманск. Вернувшись в Мурманск, я порадовался скорому возвращению, так как тут же позвонил И.В. Сталин. «Мы согласны с решением Карельского фронта, — сказал он. — Дальше в глубь норвежской территории не продвигаться! До получения указаний об использовании войск фронта надежно прикройте основные направления на достигнутых рубежах и создайте сильные резервы, а сами выезжайте в Ставку». Получив распоряжение Сталина, Военный совет Карельского фронта отдал приказ о переходе 14-й армии к обороне. Этим приказом закреплялась дислокация корпусов. 99-й корпус занимал позиции по реке Нейденельв, вдоль Лангфьорда и Корсфьорда. 31-й корпус - по линии Ивало - Наутси. Все остальные корпуса – 126-й, 127-й, 131-й и 133-й - переходили в резерв армии.

Хотя решение о завершении операции было принято, отдельные бои еще продолжались. Так, 83-я стрелковая дивизия преследовала противника в районе Наутси. 29 октября ее 11-й стрелковый полк (облегченного состава), совершая марш по тундре, около 12 часов подошел к развалинам разрушенной и сожженной врагом гидроэлектростанции у порога Сарикоски, которая прежде снабжала током Никель и его окрестности. Наши бойцы встретили там до роты немцев. После непродолжительного столкновения около 14 часов полк овладел гидростанцией и начал продвигаться за отступающим противником вдоль берега реки Паз. Другие части дивизии с утра 29 октября сооружали переправу для артиллерии через реку Наутсийоки. Работа осложнялась тем, что из-за взорванной плотины гидростанции уровень воды в реке сильно поднялся. Впрочем, уже к 6 часам утра на плотах, изготовленных из подручного материала, артиллерия 46-го стрелкового полка была переправлена. Затем построили мост, и около 8 часов началась переправа остальной артиллерии. К исходу 29 октября 11-й и 46-й полки достигли порога Кота-Коски и озера Машъярви. На этом рубеже они и остановились.

Продолжалась эвакуация немецких войск из норвежского Финнмарка. Поскольку погода в этот день улучшилась, советская торпедоносная и штурмовая авиация в три захода вылетала на бомбардировку кораблей в Танафьорде. Во время налетов им удалось серьезно повредить по меньшей мере три вражеских корабля. Отдельная штурмовая группа летала на бомбардировку скопления вражеских войск в Варде. Торпедные катера с Рыбачьего также попытались выйти на перехват конвоев, но из-за сильного волнения моря вынуждены были вернуться в базу. Между тем высокая волна не помешала более крупным немецким кораблям с эвакуируемыми частями и грузами перейти из Вадсе в Берлевог. Другая часть немецких войск покинула Вадсе, погрузившись более чем на 100 автомашин.

Таковы были тогда, в 1944-м, основные события этих суток.