Тайны погибших кораблей Баренцева моря

Кольский залив, ставший подводной могилой для многих судов, сейчас превращается в лакомую приманку для дайверов.
Деревянный парусник пролежал на дне более полувека

Деревянный парусник пролежал на дне более полувека

Зеленые водоросли вместо белоснежных парусов, морские рыбы вместо бравого экипажа – таким увидели мурманские дайверы неизвестный парусник, покоящийся на дне Кольского залива. Старинное судно вряд ли хранит на своем борту пиратские сокровища, чай, не Карибское море, а Баренцево, но уж тайны у него есть точно.

- Мы были просто поражены, когда наткнулись на этот парусник. Я никогда еще не встречал полностью сохранившегося деревянного корабля. Видел китобойное судно в заливе Ура-Губа, но от него остался лишь остов. А у парусника даже мачты целы, и смотровая корзинка есть, куда матрос поднимался, чтобы высматривать землю, - восхищается инструктор мурманского дайвинг-клуба «Нордвал» Валерий Темпераментов. О деревянном судне, затонувшем в бухте Белокаменка, дайвер знал уже дано, но вот найти его точное месторасположение до этого года не удавалось.

Сейчас дайверы собираются работать с архивами госинспекции по маломерным судам, выяснять, по какому проекту он был построен, зачем шел в Мурманск и из-за чего погиб. Уже сейчас понятно, что парусник пролежал на дне много десятилетий, а построен был, скорее всего, в начале прошлого века. Дайверы спорят и о его предназначении: лебедка на корме говорит о том, что судно могло быть грузовым, но небольшие размеры трюма свидетельствуют о том, что главной его задачей все-таки была перевозка пассажиров.

- Мы даже пока не знаем, кому он принадлежит, - говорит Валерий Темпераментов. - Но намерены вплотную заняться исследованием судна.

«Сталелитейщик» из полярного конвоя

Парусник для Кольского залива действительно находка редкая. Куда больше на его дне находится судов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мурманск был основным портом, принимавшим грузы по ленд-лизу. Самолеты, танки, зенитки, боеприпасы, паровозы, автомобили, станки, медикаменты и даже консервы – все это союзники доставляли нам с огромным риском на судах арктических конвоев.

Немецкая авиация умудрялась топить транспорты даже на подходе к Мурманску. Увы, подобраться к этим судам, даже зная их примерное расположение, невозможно без специальных батискафов и роботов.

- У нас очень много судов, затонувших на глубинах, недоступных для любительского дайвинга, то есть глубже 40 метров. Эти суда очень тяжело обследовать! - сетует Валерий Темпераментов.

Поэтому на карте «доступных» дайверам военных транспортов, погребенных близ Мурманска под толщей воды, пока можно отметить всего две точки.

Наиболее исследованный экспонат этого подводного музея – транспортное судно «Steel Worker» (можно перевести как «стальной рабочий» или «сталелитейщик»). Оно пришло в порт Мурманск 30 мая 1942 года в составе каравана PQ-16. За месяц до конвоя PQ-17, чьей горькой участи посвящено много книг и фильмов. Напомним, этот караван, брошенный английским эскортом, потерял 22 судна из 35. Судьба 16-го конвоя была менее трагичной. Он хоть и потерял 7 из 35 судов из-за атак немецких подлодок и самолетов, но все-таки дошел до столицы Заполярья.

Вот и транспорт «Steel Worker» даже успел начать разгрузку, спустив на берег около 300 тонн груза. После этого, взяв на борт лоцмана, судно направилось к основному причалу. Внезапно в кормовой части раздался взрыв и транспорт начал тонуть. Экипаж успел спастись, а вот груз – запчасти для самолетов и танков - пошел ко дну. Спустя некоторое время водолазам удалось поднять его большую часть.

- Транспорт лежит в Мишуковской бухте (западная сторона Кольского залива – Ред.), его неоднократно обследовали, - рассказывает Валерий Темпераментов. - В 2002 году экспедиция подводного клуба МГУ проникла внутрь трюмов, провела фото- и видеосъемку судна.

Интересно, что тем же летом 1942 года возле мурманских причалов во время налета немецкой авиации затонул английский пароход типа «Empire». В 1944 году наши портовые службы его подняли, отремонтировали и, поскольку союзники отказались от прав на судно, передали в состав Мурманского морского пароходства. И этот транспорт, получивший название «Мурманск», находился в строю аж до 1978 года!

Танк извлекли из-под воды

Еще один интересное судно лежит на выходе из Кольского залива - в районе острова Кильдин. Это «Томас Дональдсон» проекта Liberty. Транспорт следовал из Америки в составе конвоя JW-65 и был торпедирован немецкими подлодками в марте 1945 года - за полтора месяца до победы.

Танк пролежал на дне более полувека.

Танк пролежал на дне более полувека.

Первым «Томаса Дональдсона» обследовали в 2005 году водолазы Северного флота. Потом подтянулись и любители подводного плавания. И профессионалы, и дайверы рассказывали, что на борту судна есть техника, которую в 1945-м так и не дождались в военном Мурманске: танки, паровозы, самолеты. Однако поднять их из под воды было невозможно.

Но на прошлой неделе специалисты Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота в ходе специального учения провели уникальную операцию по подъему танка «Шерман» с борта транспорта.

- Поднятие 30-тонного танка с 60-метровой глубины стало возможно благодаря применению необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов «Пантера +» и «Тайгер» и плавающего крана, - рассказал капитан 2 ранга Евгений Кириллов. - Танк «Шерман» находился в трюме затонувшего корабля. Поэтому его сначала извлекли из трюма, а затем подняли на поверхность.

***

Еще одно белое пятно карты «подводного музея» - затопленная немецкая подводная лодка, которая покоится на выходе из Кольского залива. Обследовать ее дайверы намерены в этом году, правда, поиски могут затянуться. Ведь исследователи не знают ни точного месторасположения объекта, ни глубины, на которой он лежит.

- Надо проводить поиск со специальным гидролокатором, брать катер. Это довольно серьезное исследование, - считает Валерий Темпераментов.

Но отступать дайверы не намерены!

КСТАТИ

Крейсер «Эдинбург» отдал не все сокровища

Но какая история о затонувших кораблях может обойтись без своего золотого галеона? Есть на Баренцевом море и такой.

Английский крейсер «Эдинбург» вышел из Мурманска 28 апреля 1942 года. Его официальной задачей была охрана конвоя QP-11. Но груз, который тайно вез корабль, был, пожалуй, ценнее всего конвоя. Это примерно 5,5 тонн золота (465 слитков в 93 деревянных ящиках) и несколько тонн серебра. Большая часть драгметалла предназначалась для оплаты советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза. Меньшая – на золочение контактов навигационного и радиооборудования, производимого союзниками для Красной Армии. Но в ночь на 1 мая, находясь в 187 милях к северу от Мурманска, «Эдинбург» погиб во время боя с немецкими эсминцами и подлодкой U-456.

Золотой крейсер "Эдинбург" во время последнего боя. На снимке видно, что немецкая торпеда оторвала ему корму.

Золотой крейсер "Эдинбург" во время последнего боя. На снимке видно, что немецкая торпеда оторвала ему корму.

Почти 40 лет спустя, в сентябре 1981 года, началась операция по подъему золота «Эдинбурга». Крейсер лежит на глубине 250 метров и достать груз с такой отметки – дело технически очень сложное и дорогостоящее. За работу взялась британская компания «Джессон Марин Рикавериз», а партнерами выступили советский Минфин и английское Министерство торговли. По контракту компания получала 45% от стоимости поднятого золота, остальное делилось между СССР (2/3 золота) и Британией (1/3).

Водолазы работали круглосуточно, практически на ощупь, ни один фонарь не рассеивал темноту артиллерийского погреба, где хранилось золото. Первым драгоценный слиток обнаружил 28-летний Джон Россье. Всего за месяц работы подняли 431 слиток - стоимостью более 40 миллионов фунтов стерлингов. Продолжению работ помешал сезон штормов. Потом возникли и бюрократические неурядицы. Только пять лет спустя операцию возобновили и подняли еще 29 слитков золота. А 5 золотых слитков (это примерно 60 кг) и партия серебра так и остались на дне Баренцева моря. Операция по их поиску и подъему себя не окупит, но… есть люди, которые верят, что золота на самом деле было больше. Ведь адмирал Арсений Головко, командовавший Северным флотом в годы войны, в своих мемуарах писал, что на борт «Эдинбурга» погрузили 10 тонн золота. То есть в два раза больше, чем по официальным документам!

А В ЭТО ВРЕМЯ С борта Thomas Donaldson подняли 30-тонный танк Долгое время затонувший на глубине около 60 метров корабль оставался доступным только для водолазов. Первым его обследовали в 2005 году водолазы Северного флота. Потом подтянулись и любители подводного плавания. И профессионалы, и дайверы рассказывали, что на борту "Томаса Дональдсона" есть техника, которую в 1945-м так и не дождались в военном Мурманске. Однако поднять танки из под воды до сегодняшнего дня было невозможно. Читать далее.

А В ЭТО ВРЕМЯ

С борта Thomas Donaldson подняли 30-тонный танк

Долгое время затонувший на глубине около 60 метров корабль оставался доступным только для водолазов. Первым его обследовали в 2005 году водолазы Северного флота. Потом подтянулись и любители подводного плавания. И профессионалы, и дайверы рассказывали, что на борту "Томаса Дональдсона" есть техника, которую в 1945-м так и не дождались в военном Мурманске. Однако поднять танки из под воды до сегодняшнего дня было невозможно. Читать далее.

Рекомендуемые