Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
БАМ28 мая 2014 16:40

«Полет в космосе - не вершина мужества. Не меньшее мужество проявляли первостроители БАМа»

Летчик-космонавт, дважды герой Советского Союза Валентин Лебедев рассказал «Комсомолке», как работал на строительстве магистрали [фотогалерея]
Валентин Лебедев: Я чувствую себя счастливым человеком, потому что трудился на БАМе.

Валентин Лебедев: Я чувствую себя счастливым человеком, потому что трудился на БАМе.

Валентин Лебедев: Я чувствую себя счастливым человеком, потому что трудился на БАМе.

В тайгу через космос

Смотрите фотогалерею «В тайгу через космос».

Смотрите фотогалерею «В тайгу через космос».

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Helvetica",sans-serif; font-size: 12pt; }P.ctl { font-family: "Helvetica",sans-serif; font-size: 12pt; }A:link { color: rgb(0, 0, 255); }- Все началось в 1974 году, на ХVII съезде комсомола. Тогда я уже космонавтом был избран делегатом и работал в секции трудового воспитания молодежи.

И вот сижу в президиуме, с одной стороны космонавт А. Николаев, а с другой — незнакомая девушка. Пробовал записать все интересное, о чем говорили выступающие. К обеду исписал только треть листа.

Поворачиваюсь к девушке и спрашиваю, что ты думаешь о выступлениях? Она отвечает: «Я ткачиха, мало что понимаю в политике, умею работать на двенадцати станках». Меня поразила ее искренность и я проникся к ней уважением.

Несмотря на то, что меня не было в списке выступающих, попросил у председателя слово. Он стал мне объяснять, что все выступления согласованы, но я настоял. Выйдя на трибуну, говорю: "А ну, ребята, глубоко вздохнем и проснемся!" Все оживились... Почему я так сказал, потому что речи делегатов сморили всех пустословием. «Как-то стыдно, - говорю, - приехали с разных концов страны, хотелось услышать как вы живете, какие проблемы, а вместо этого талдычите одно и то же по бумажке». Зал взорвался аплодисментами, и после этого заговорили нормальным языком.

На этом съезде меня избрали членом ЦК ВЛКСМ по предложению казахской делегации. На съезде был сформирован Первый Всесоюзный ударный комсомольский строительный отряд им. XVII съезда ВЛКСМ на Байкало-Амурскую магистраль.

Смотрите фотогалерею «В тайгу через космос».

Смотрите фотогалерею «В тайгу через космос».

Первое знакомство с БАМом

В Тынду я приехал в январе 1975 года. Вокруг тайга, безлюдные места. Первые десанты БАМовцев по 25 человек были разбросаны вдоль трассы. Они были основой строительства будущих поселков — Звездного, Кунермы, Кувыкты и т.д. Ребята по зимникам, пригоняли технику и вагончики для жилья, чтобы летом начать вырубку просеки для притрассовой дороги, которая необходима для строительства железнодорожной магистрали.

Мне предложили слетать на вертолете в бригаду Володи Степанищева. Я согласился. Прилетели в Кувыкту, в бригаде 25 ребят и среди них девушка, Шура Штерн... Живут в двух вагончиках. А в них холодрыга, в чайнике аж вода заледенела... Я поразился, как они здесь живут.

Смотрите фотогалерею «В тайгу через космос».

Смотрите фотогалерею «В тайгу через космос».

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Helvetica",sans-serif; font-size: 12pt; }P.ctl { font-family: "Helvetica",sans-serif; font-size: 12pt; }A:link { color: rgb(0, 0, 255); }

Перед отъездом ребята мне говорят:

— Мы хотим тебя принять почетным членом в нашу бригаду!

На что им ответил:

- Парни, так не пойдет! Быть почетным среди вас не могу. Летом буду к вам приезжать с отрядом из студентов МАИ, который заканчивал.

Напоследок они решили проверить меня на своей центрифуге, которую сделали из длинных жердей на льду реки Каванты. Получилось как детская карусель, только больше. Уложили меня на нее, и всей бригадой начали крутить! И я слетел с нее в сугроб... Сейчас могу сказать — тогда специально руки отпустил, хотелось доставить им удовольствие, повеселиться, что космонавт на их центрифуге не удержался.

Здесь я понял, что полет космонавта — это далеко не вершина мужества. Не меньшее мужество проявляют они, первостроители БАМа... Так что мне до моих звезд Героя надо еще тянуться.

"Четверка" за лесоповал

После возвращения я приехал в МАИ и предложил набрать отряд для работы на БАМе. Был конкурс, с нашего факультета «Проектирование космической техники» отобрали 25 человек и я его возглавил. Ребят отбирал сам. Смотрел, есть ли у парня навыки в работе, чувство товарищества, не создаст ли он проблем, конфликтов. В первом отряде были только ребята, девушек не брали, потому что легкой работы не было.

Как и обещал, мы приехали работать в бригаду Степанищева. К нашему приезду там уже стояло два барака, было много техники, рабочих. Все было уже более-менее обустроено. Нам предложили строить школу, после ее закладки я попросился в бригаду, которая работала в тайге на вырубке просеки.

Жили в старых палатках недалеко от места работы у Черного камня.

Работали пилой "Дружба". Я раньше никогда лес не валил. Поначалу было тяжело: опыта нет, все время в напряжении. И лиственницы там огромные до полуметра в диаметре и больше. Стволы падая, того и гляди, как бы не придавили.

Более опытные ребята меня страховали, подсказывали. Валить деревья надо было так, чтобы они ложились вдоль трассы, а не как попало. Лес не вывозили — куда его повезешь, в дикой тайге... Его раскатывали вдоль полотна дороги, а потом засыпали песком и щебнем из карьеров. И получалась подушка на вечной мерзлоте.

Ребята, с которыми я работал, вели трудовой дневник. И мне за работу поставили твердую "четверку"! Не пятерку, потому что они уже поднаторели в этой работе.

Первый выпускник нашей школы

За лето 1975 года мы построили школу в Кувыкте на 150 человек. А если школа есть, поселку быть. Рабочие могут уже основательно обживаться с семьями.

Школа была деревянная, щитовая. При ней мы сделали музей космонавтики, много привезли с собой разных экспонатов. Я передал несколько вещей связанных с моим полетом. На следующий год, когда в отряд вошли сотрудники предприятия, пополнили его еще элементами космической техники.

Тогда, в 75-ом в основание школы мы заложили капсулу с письмом для первых выпускников... Как вы думаете, сколько человек из первого набора доучилось до выпуска? Всего один! Когда приехал на 10-летие школы, рассказал про эту капсулу, на радостях жители поселка пошли ее искать. Заводилой был отец того самого выпускника... Стали копать у угла школы, а капсулы нет! За давностью лет не мог сориентироваться, где мы ее заложили... Но со второй попытки все же нашли! Потом узнал, наша школа сгорела, и на ее месте построили новую кирпичную и музей перенесли туда.

Кобзон в гостях у БАМовцев

В Тынде был деревянный дом культуры "Юность", где проходили все БАМовские встречи. Кто здесь только не выступал из известных артистов, писателей, композиторов. Все тогда хотели поддержать первостроителей БАМа. В нашей бригаде женились Люба и Леня Гвоздиковы... А какая же свадьба без цветов? На нашем берегу Геткана цветов было мало, и я переплыл холодную реку, и нарвал букет для невесты. Обратно плыл с цветами в зубах, так как течение быстрое. Валера Афонин из бригады, когда меня увидел с букетом, попросил остановиться у березы. Так и сфотографировал...

Смотрите фотогалерею «В тайгу через космос».

Смотрите фотогалерею «В тайгу через космос».

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Helvetica",sans-serif; font-size: 12pt; }P.ctl { font-family: "Helvetica",sans-serif; font-size: 12pt; }A:link { color: rgb(0, 0, 255); }

Мы с ребятами долго думали, что бы им на свадьбу подарить. И решили — надо что-то такое, чтобы на всю жизнь! Купили большой столовый сервиз "Мадонна" на 12 персон: в трех коробках... Надеюсь, они им до сих пор пользуются.

И вот, сидим мы в кафе "Березка", поздравляем молодых. И кто-то говорит, что в "Юности" поет Кобзон! Так как я был с ним знаком, поехал туда, и позвал его к нам на свадьбу. Он сразу согласился и пел наши любимые песни. Потом ребята говорят ему: «Поешь ты хорошо, а какой из тебя лесоруб?» Притащили небольшое бревно, дали ручную пилу... Он с трудом отпилил чурбак и говорит: «Увезу его с собой, как сувенир с БАМа».

С Иосифом мы познакомились в ГДР на фестивале германо-советской дружбы. Он тогда выступал в огромном зале города Галле, и меня, как космонавта, попросили спеть с ним любимую песню Гагарина "Я люблю тебя, жизнь". Я поднялся на сцену, встал рядом и чтобы не сбиваться с ритма, обхватил его и так обнявшись всю песню спели.

А "Юность" потом, к сожалению, снесли — здание не вписывалось в генеральный план города. А зря, в нем каждое бревно напитано духом БАМа... Собирали подписи в защиту, но это не помогло.

Жизнь на БАМе

Вставали в 7 утра, чтобы успеть побольше сделать, пока не жарко и мошки мало. А там ее столько! Ложишься спать и руки под себя поджимаешь, чтобы меньше кусали...

Интересно, после рабочего дня усталость особо не чувствовалась, мышцы болят, а в теле легкость. Все из-за воздуха — он там напоен запахом трав, свежестью спиленных деревьев. К тому же искупавшись в ледяной воде реки Каванты, сразу взбодришься.

По вечерам пели песни на берегу, пили чай. Алкоголя не было, только иногда по праздникам. Бригады друг к другу в гости ходили.

В выходной день вмещалось все - и спортивная программа, и самодеятельность, и лекции. Меня часто приглашали выступать в разные места как на западный участок, который строил комсомол, так и на восточный, который строили военные.

Всего я работал с отрядами на БАМе три летних сезона. Ездил туда в отпуска. Построили там кроме школы магазин, складские помещения, восьмиквартирный дом, кафе, спортзал. Меня даже наградили медалью "За строительство БАМа", чем очень горжусь. Но главное — это то, что БАМ связал меня дружбой со многими его строителями.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Фотогалерея "В тайгу - через космос"