Премия Рунета-2020
Мурманск
+5°
Boom metrics
Общество15 апреля 2014 9:00

Мурманский Роспотребнадзор советует: Отдыхайте спокойно, а потом требуйте компенсации

На вопросы читателей «Комсомолки» ответила начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Мурманской области Ирина Владимировна Васильева.
Источник:kp.ru
Начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Мурманской области Ирина Васильева.

Начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Мурманской области Ирина Васильева.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

«Мобильное рабство» отменяется

 Меня зовут Евгения. Хотела бы сменить своего нынешнего мобильного оператора на другого, более выгодного. Но номер хочу оставить старый. Были разговоры, что скоро такое позволят. Но речь шла о ситуации в Москве. Не возникнет ли у меня проблем с таким переходом в Мурманске?

- Не переживайте, проблем не возникнет. С 1 декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», более известный как закон об «услуге MNP» (mobile number portability) или «об отмене мобильного рабства».

Новые нормы законодательства о связи установили право абонента сохранить свой абонентский номер, используемый на основании договора об оказании услуг связи, в пределах территории, определенной правительством РФ, при условии расторжения действующего договора об оказании услуг связи, погашения задолженности по оплате услуг связи и заключения нового договора с другим оператором подвижной радиотелефонной связи.

- Придется ли мне раскошелиться за смену оператора?

- Да, перенесение (сохранение) абонентского номера осуществляется на платной основе. Согласно положениям Федерального закона «О связи», плата за использование сохраненного абонентского номера должна вноситься абонентом новому оператору подвижной радиотелефонной связи, с которым заключается соответствующий договор, при этом указанный оператор вправе самостоятельно определить размер суммы не выше 100 рублей.

Согласно пунктам 48 (2) и 48 (3) Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением правительства РФ, сохранение абонентского номера осуществляется на основании письменного заявления абонента новому оператору связи или его представителю (агенту). К заявлению прилагаются документы, предусмотренные разделом II Правил, в частности, для гражданина обязательно предъявление документа, удостоверяющего личность (паспорт и т. д.).

Право определять срок (дату и время) начала оказания услуг новым оператором связи при условии перенесения номера абонента определяется самим абонентом в заявлении на сохранение (перенесение) номера, а также с соблюдением определенных пределов: дата начала оказания услуг для абонента-потребителя не может быть ранее 8-го дня и позднее 6 месяцев со дня заключения нового договора об оказании услуг связи.

 Здравствуйте. С вами говорит Елена Ивановна. Нередко приходится разбираться со своим мобильным оператором — компания самостоятельно подключает услуги, которые сначала бесплатные, а потом за них начинают списывать деньги. Много ли к вам обращаются по таким случаям и как решать такие вопросы?

- Практика показывает, что российские потребители часто сталкиваются с таким нарушением, как навязанные услуги. Запомните, что ни оператор связи, ни любой другой исполнитель не вправе навязывать вам платные услуги или обусловливать оказание одних услуг (в данном случае — подвижной связи) обязательным оказанием других услуг. Здесь можно сослаться на п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Кстати, эта статья предусматривает полное возмещение убытков, причиненных потребителю «вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг)».

В качестве примера навязанных услуг мобильной связи можно привести замену обычных гудков на музыку: без просьбы абонента и получения его согласия. Сначала такая услуга может оказываться безвозмездно, а спустя некоторое время «вдруг» стать платной. О чем абонента также не уведомляют лично: он не получает сообщений, ничего не подписывает. «Прозрение» обычно наступает, когда с мобильного счета человека начинают списываться ощутимые суммы за непрошенную услугу. А отказаться от нее (как потом выясняется) можно, только дозвонившись в справочную службу оператора либо набрав какую-то определенную комбинацию цифр, либо написав заявление. То есть, испытав определенные неудобства.

Поэтому, если вы заметили, что с вашего телефонного счета начали уходить деньги «не понятно за что», срочно обратитесь к своему оператору связи и узнайте, не подключены ли вы к какой-то дополнительной услуге. Сначала устно: придя в офис или по номеру «горячей линии» своего оператора. Если не поможет – в форме письменной претензии, сославшись на упомянутые выше законы. Кроме требования немедленно перестать предоставлять навязанную платную услугу вы можете потребовать полностью возместить ваши на нее траты. А если эта услуга доставила вам проблемы и страдания, можно попробовать в судебном порядке возместить причиненный моральный вред.

Цены в рублях

 Это Иван Сергеевич. Город Оленегорск. Слышал, что российским компаниям нельзя указывать цены в условных единицах, это так? Часто можно встретить в турфирмах или строительных компаниях.

- Действительно, цены и тарифы не могут быть ни в условных единицах, ни в иностранной валюте. Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», цена товара, работы, услуги в рублях является обязательной для предоставления информацией.

 Елена Ивановна из Мурманска. Покупали в турфирме путевку по одной цене, а когда резко выросли доллар и евро, компания предлагает доплатить либо расторгнуть договор. А мы уже заказали билеты на самолет. И вернуть их по той же стоимости нельзя! Как быть? В турфирме говорят, что в случае если не доплатим, возможна ситуация, что нас выселят из отеля прямо во время отдыха из-за недостатка средств.

- Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме. К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся, в том числе:

Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «Об основах осуществления туристской деятельности», каждая из сторон договора вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств названный закон относит:

С учетом изложенного, требование о доплате к «твердой» цене договора из-за колебаний рыночной стоимости валют неправомерно. К тому же, своевременный перевод турагентством и/или туроператором полученных от вас денежных средств по договору в счет оплаты услуг, включенных в турпакет, подобной ситуации бы не создал. Я бы рекомендовала вам настаивать на исполнении договора на заключенных условиях. Если на месте отдыха сложится озвученная турагентством ситуация, то сохраните платежные документы, подтверждающие доплату, и, вернувшись домой, предъявите туроператору претензию о возмещении понесенных расходов.

 День добрый. Вас беспокоит Денис Кравченок. Пользуюсь кредитной картой одного из банков. По условиям договора я раз в год плачу фиксированную сумму за обслуживание. Расплачиваясь за покупки по безналичному расчету, процентов не плачу. Если же снимаю деньги наличными — плачу комиссию. Несколько раз безналичный расчет на кассе не проходил. Мне пришлось идти снимать наличные и платить за это проценты. Обращался в банк — развели руками, мол, бывают такие технические перебои. Чувствую себя немножко обманутым, я ведь брал карту с условием только безналичных расчетов. А тут меня в этом праве ограничивают, ссылаясь на технические неполадки, и заставляют снимать наличные.

- Как усматривается из содержания вашего обращения, взимание комиссии при снятии наличных денег с кредитной карты соответствует условиям заключенного вами договора. Потребовать возмещения ваших расходов на комиссию в изложенной ситуации можно с лица, ответственного за «технические перебои».