Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Политика20 января 2014 22:00

Нужен ли России новый Ленин?

21 января - ровно 90 лет со дня смерти Владимира Ленина. В редакции «Комсомолки» философ, коммунист и журналист поспорили о значении и роли Владимира Ильича для России [видео]
Источник:kp.ru
С 1924 по 1967 год Ильич лежал в костюме, который больше всего любил при жизни.
Но за 43 года костюмчик поистаскался. То есть поизлежался. Решили поменять.

С 1924 по 1967 год Ильич лежал в костюме, который больше всего любил при жизни. Но за 43 года костюмчик поистаскался. То есть поизлежался. Решили поменять.

90 лет с дня смерти Владимира Ильича Ульянова-Ленина опять всколыхнули споры вокруг его персоны. Кем он был, конъюнктурщиком-политиком или великим философом современности, государственным мужем или мстителем, гением или злодеем? Об этом в редакции «Комсомольской правды» поговорили доктор философских наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Александр ЦИПКО, кандидат экономических наук, депутат Госдумы от фракции КПРФ Николай ХАРИТОНОВ и обозреватель «КП».

Гришин (КП):

- Давайте сразу в лоб, лично для вас Владимир Ленин – это злодей или гений?

Харитонов:

- Гении тоже бывают злыми. Но Ленин не из этого числа. Он сыграл выдающуюся роль в мировой истории. Ленин и по сей день остается гениальным политиком, современным оратором, революционером, который создал практически первым в мире социалистическое государство, власть в котором принадлежала рабочим и крестьянам. Тот запас прочности социалистического государства, каким обладал СССР, мог и по сегодняшнее время давать прекрасные результаты. Мы живем сейчас за счет того запаса, что создал Советский Союз, созданный Лениным.

Ципко:

- Вся проблема в том, на каких мировоззренческих позициях вы стоите. Если на марксистской, то Ленин был настоящим последовательным марксистом, исходил из того, что победа коммунизма неизбежна. Революционный терроризм, по Марксу,– это самое очистительное средство, необходимое для победы революции. Если вы поддерживаете Ленина, что нравственно все, что служит делу коммунизма, и верите, что все равно человечество идет к коммунизму, считаете, что человеческая жизнь ничего не стоит в сравнении с этой великой целью, то для вас он - человек, который открыл новую эру в истории человечества. Если же стоите на христианской, общечеловеческой точке зрения, на позиции Достоевского, Толстого и считаете, что «слезы одного измученного ребенка не стоит счастье всего человечества», тогда получается, что этот великий эксперимент стоил безумного количества жертв. Мы потеряли практически половину русской интеллигенции, крестьянство. В ходе гражданской войны у нас от 1,5 до 2 млн. погибло. И это привело к еще более страшной системе, к Сталину.

Гришин:

- Александр Сергеевич, спасибо, конечно, что число погибших в Гражданской войне назвали не в 14 или 15 миллионов человек, как уже озвучивают некоторые «историки». Но мне-то что в этой ситуации делать? Я вроде не чужд православных и, вообще, христианских ценностей, и слезинка ребенка равнодушным не оставляет, а с другой стороны – Ленин для меня персонаж положительный и великая историческая личность.

Ципко:

- Для вас он великий человек, гений тем, что сумел в истории благодаря уникальной беспощадной жестокости воплотить хотя бы на первоначальном этапе идеал коммунизма. Я не отношусь к Ленину как к палачу. Он был фанатик идеи. Сталин для меня – чудовище. Он использовал свою власть для сведения личных счетов. У Ленина ничего личного не было. Он организовал массовый террор, призывал к террору. Но он не сходил с идеи классовой борьбы.

Гришин:

- Вы знаете, он ведь и к себе и своим соратникам был беспощаден также. Помнится, писал, что Луначарского за провал «надо повесить». Или вот еще, в 1921 году Ленин писал: «Коммунистическую сволочь следует сажать в тюрьму, … а нас всех и Наркомюст сугубо надо вешать на вонючих веревках».

Харитонов:

- Во всем мире Ленин известен как великий философ и экономист. Была государственная идеология. Обвиняют коммунистов в культе Сталина, культе Ленина. Но где сейчас тот культ образования, который был в СССР? Культ добра? Сейчас вольно или невольно обществу навязывают негативное мнение о Ленине. Иногда при телефонных опросах пытаются определенный процент негативного отношения даже выбить.

Ципко:

- Николай, не говори мне, что Ленин – великий философ. Он великий политик, это да. Бердяев пишет: «Ленин – антигуманист, как и антидемократ. В этом он человек новой эпохи – эпохи не только коммунистических, но и фашистских переворотов. Ленинизм есть вождизм нового типа». Бердяев, вся русская философия, люди, которые являются светочами нашей культуры, которые создали нашу цивилизацию, не приняли большевизм, вождизм, ленинизм.

Самое смешное, что нас, студентов философского факультета МГУ, я поступил в 1963-м году, в свое время коммунисты учили на Бердяеве, и тем самым создали из нас людей, которые смотрят на Ленина и большевизм глазами русской философии. Встает важный вопрос, и это вопрос будущего России: что для вас духовная ценность? Или Ленин с очень жестким прагматичным политическим текстом, но абсолютно не философским. Или то, что создала родная русская философия, которая вошла в мировую и стала частью мировой. И выбирай – где ты русский? Или ты с тем, что мы создали с Достоевским, с «Бесами», или с Лениным, «Империализм и эмпириокритицизм».

Харитонов:

- Не большевики организовали революцию. Их тогда и в Первой, и во Второй Думе не было близко. Революционное состояние в стране создало царское самодержавие. Вот кто подвинул народ на преобразования. А уж вырулили под руководством партии большевиков, произошла революция, уже от безысходности. Власть валялась. По сути дела – разруха, неуправляемость. Терроризм, провокации. Это мешало налаживать нормальную жизнь. Дворянскую жизнь резко оборвали. Поэтому сегодня внуки и правнуки дворян того периода пытаются клеветать с сегодняшних позиций на то время

Ципко:

- Ленин мог существовать только в условиях жесточайшей мобилизационной экономики. Ленин получил право на жизнь других людей. В январе 1922 года говорит: используйте изъятие церковных ценностей для убийства как можно большего количества реакционного духовенства. К счастью, человечество второй раз уже такого не допустит. А тогда было допустимо. Потому что царское самодержавие оставило ненависть к этим барам – бывшим крепостникам.

В отношении изъятия ценностей, особенно самых богатых лавр и монастырей, должно производиться с беспощадной решительностью. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства нам удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше.

Харитонов:

- Во время гражданской войны все белогвардейское движение находило укрытие и место для хранения и сбора оружия, сбора физической активной силы именно в церквях.

Ципко:

- Мы – уникальная нация в истории человечества. Такого не было, чтобы уничтожить значительную часть высших сословий. Чтобы 400 тысяч образованных людей выехали из страны.

Гришин:

- Вы сами вспоминали про якобинцев и Великую Французскую революцию, вырезавшую большую часть знати. Но, мне, безусловно жаль, что 400 тысяч образованных выехали, зато десятки миллионов в течение короткого времени стали грамотными и образованными. Страна получила новую интеллектуальную научную элиту, обеспечившую ей прорыв в мировых масштабах.

Ципко:

- Да, с точки зрения России, конечно, величайший прогресс – всеобщая грамотность. Но к началу ХХ века она была уже во многих странах. Россия являлась отсталой страной, и тут нет цивилизационного прорыва. Но есть страшная правда, что всеобщая грамотность не ведет к развитию культуры и активности мышления. А с другой стороны, вот этот творческий потенциал, потенциал мысли, самостоятельности в СССР оказался значительно ниже дореволюционного. У нас остались особенности советской эпохи. Человек всю жизнь работал, но он не привык думать.

Харитонов:

- Сегодня уже можно сравнить. Давайте возьмем 20 лет от 1917 года – 1937 год. Во что превратилась Россия? А Ленин ушел из жизни еще в 1924 году. И возьмем 20 лет сейчас. Что мы видим?

Ципко:

- Большевики победили благодаря уйме объективных причин. Но сам факт, что были объективные причины побед, не аргумент, свидетельствующий о том, что созданная в результате система жизнеспособна и оправданна. Сам факт, что мы создали после советского строя вот эту коррумпированную экономику, что она нежизнеспособна, этот факт не говорит, что советская система в том виде, как она была создана, могла еще долго существовать. Остальное – не предмет споров.

Гришин:

- Последний вопрос. Нам сейчас, нынешней России нужен такой, как Ленин. Жесткий прагматик, который выше всего ставит целесообразность, умный политик, великолепный организатор, человек, не сентиментальный по определению, и так далее? И нам в какой-то степени мобилизационная экономика необходима?

Ципко:

- Нельзя долго продержать людей в состоянии недоедания. Да, была уйма преимуществ: возможность образования и так далее. Но при советской системе, кроме преимуществ, был еще «железный занавес», выездные комиссии, спецхраны, жесткое регулирование, карьера часто определялась не профессиональными качествами, а партийностью. Важно понимать, что это совершенно другой этап развития истории. Другой человек, другой тип русского человека. Слава богу, что никому это уже не нужно. Мы это прошли и показали человечеству много позитивного и много негативного.

Харитонов:

- Вся наша история – уроки и хорошие, и плохие. Самое главное, чтобы в нынешней жизни руководители государства, регионов, районов не повторяли плохое. Ничего в этом зазорного нет. Надо делать выводы из плохого, и брать хорошее, чтобы идти вперед.

Во главе государства не должен стоять философ. Должен стоять организатор, политик. И, если мы хотим не плестись в хвосте мира, если мы вернемся к извечной мечте человечества и будем снова строить государство социальной справедливости, где все станут иметь действительно равные возможности, новый Ленин нам просто необходим.

P.S. Как и в большинстве подобных бесед, как вы, наверное убедились из текста, каждая такая встреча, когда собираются люди апеллирующие не к эмоциям, а к разуму, когда они соперничают аргументами, а не кулаками, превращается в обсуждение не столько самой персоны и личности Ленина, сколько его роли для страны и значения его наследия. И Это закономерно. Личностей, оказавших такое воздействие на судьбы истории не только нашей страны, а всего мира, наверное, можно пересчитать по пальцам. И личные свойства характера вряд ли стоят того, чтобы обсуждать их на фоне сделанного ими.

Бланк заказа на обновку для вождя. Заказчик, как следует из документа, - Мавзолей Ленина.

Бланк заказа на обновку для вождя. Заказчик, как следует из документа, - Мавзолей Ленина.

КСТАТИ

На последний костюм Ильича потратили гектар ткани

Сегодня - ровно 90 лет со дня смерти Владимира Ленина. Молодежь уже и не помнит толком, кто такой этот «вождь мирового пролетариата». Разве только то, что он «жил, жив и будет жить». А ведь это не просто слова: однажды почивший уже Ильич умудрился на целый год обеспечить работой сразу несколько промышленных предприятий.

А понадобился ему в Мавзолее всего лишь новый костюм.

Пять потрепанных временем толстенных папок, на каждой - свежий синий штамп «Рассекречено». Предать огласке эту информацию решили совсем недавно.

- Это уникальные документы, - не без гордости рассказывает сотрудник самарского филиала Российского государственного архива научно-технической документации Людмила Антонова. - В них говорится о том, как к 50-летию Октябрьской революции Ленина решили переодеть. И какая эпопея из этого получилась.

ОБНОВКУ ВОЖДЮ!

Если над «дедушкой всех октябрят» время и не властно, то про его одежду то же самое сказать сложно. В далеком 1967 году сотрудники Мавзолея заметили, что знаменитый костюм и пальто Владимира Ильича поистерлись. Близилась годовщина революции, и на самом высоком уровне решили, что на праздник оставлять вождя в таком виде не годится. Необходимо костюм, жилетку и пальто заменить точными копиями!

Столь ответственное дело поручили Центральному НИИ шерсти. Однако ученые, осмотрев ткань, только развели руками: пряжи подобного качества в СССР не делали! Оригинальный костюм Ленина, в котором он ходил при жизни и в котором был уложен в Мавзолее в 1924-м, был иностранного производства и скроен из люстрина черного цвета - тонкой упругой ткани с блеском. Над этим самым блеском советским портным и пришлось долго-долго биться.

Вот что написано про ткань в отчетных документах: «Выработана она из 100% козьей шерсти по английской системе прядения». И еще: «Из отечественных материалов и на отечественном оборудовании выработка такой ткани невозможна». Чтобы такое заявление сделать в советское время, нужна была смелость, но, видимо, факт был слишком очевидным. Немудрено, что отчеты долго хранились под грифом «Секретно»: нельзя же было всенародно признать, что в СССР не могут переодеть Ленина из какого-то там буржуазного костюма в отечественный!

В НИИ пришлось перепробовать десятки вариантов сочетаний шерсти различных видов. В итоге к отечественной пряже из ангорской шерсти добавили овечью, привезенную по спецзаказу из Новой Зеландии. Только так удалось добиться мягкого перелива ткани.

НА ЦВЕТ ТОВАРИЩЕЙ НЕТ

Окрасить ткань в глубокий черный цвет оказалось еще сложнее. Рассекреченные документы пестрят спецтерминами и названиями сложных производственных процессов: «Для получения интенсивного цвета и гладкой безворсовой поверхности ткань должна быть в суровье опалена, заварена на заварной машине, промыта, затем подвергнута мокрой декатировке и только после этого окрашена». Вот такой секрет раскрыли мастера ткацкого дела, правда, потратив на это несчетное количество попыток. За время работы специалисты перебрали 705 разных вариантов!

В итоге изготовили 6 видов костюмной и столько же пальтовой ткани. В общей сложности на костюм и пальто ушел почти гектар (!) ткани. Затем ее требовалось… состарить! С помощью красок добивались желтизны и легкой потертости.

Над новым гардеробом почившего Ильича трудились сразу несколько огромных фабрик. На одной пряжу крутили, на другой перематывали, на третьей красили…

В отчетных документах от трудов сотен портных остались пять - семь прямоугольничков ткани и несколько сантиметров пряжи. Даже на ощупь чувствуется: ткань высшего качества. Жестковата, зато носиться будет долго. То есть лежаться.

Ася КАНДАУРОВА («КП» - Самара»)

ЦЕНА ВОПРОСА

А гроб потянул на миллион…

Вообще вождь мирового пролетариата вел довольно активную загробную жизнь. История, связанная с костюмом, - конечно, не единственная, которая произошла с Ильичем за 90 лет. Саркофаг, в котором покоится тело Ильича, тоже приходилось ремонтировать.

В 1939 году внимательный кремлевский комендант стал подавать тревожные рапорты: тело вождя не так освещено! «Самый человечный человек», который должен быть «живее всех живых», кажется как раз таки трупом, лежащим на столе патологоанатома. Непорядок!

Но вскоре началась война, и о деле с телом забыли. Вспомнил в 1943 году сам Сталин. Мастеров для работы привезли в Москву прямо из эвакуации. Обеспечили горячими обедами, хлебом, провели телефонную линию. Комендант Кремля дал указание: поменять освещение так, чтобы стали видны только лицо и руки вождя. Правда, специалистам приходилось работать с восковыми слепками этих частей тела Ленина, поскольку самого вождя на время войны эвакуировали в Тюмень. Чтобы выполнить работу, пришлось срочно восстановить лабораторию редких газов при Всесоюзном электротехническом институте - в ней принялись придумывать особое стекло для саркофага, которое не будет бликовать. В итоге создали сложную оптическую систему с множеством зеркал.

Напоследок гроб проверили: положили внутрь полторы тонны груза и 20 минут держали на весу. Кстати, потратили на саркофаг… больше миллиона рублей (при том что автомобиль «Москвич» стоил тогда около 8 тысяч). И это в военные-то годы.