Премия Рунета-2020
Мурманск
+14°
Boom metrics
ЗДОРОВЬЕ19 ноября 2013 22:00

Записаться к фониатру и фонопеду в Мурманске можно в любой поликлинике

«Мастера голоса» отмечают профессиональный юбилей
Представители голосовых профессий должны проверяться у фониатра 2 раза в год.

Представители голосовых профессий должны проверяться у фониатра 2 раза в год.

Фото: Елена КОВАЛЕНКО

Звучный и красивый голос - залог успеха профессионального оратора и визитная карточка абсолютно каждого человека. Утратив возможность говорить, каждый из нас будто теряет свое лицо. Ведь голос - это не только здоровье, но и инструмент социальной адаптации. Вот уже 25 лет возможность «громко заявить о себе» северянам возвращают специалисты фониатрической службы Мурманской областной клинической больницы имени Баяндина: врач-фониатр Василя Янборисова и фонопед Нина Кузьмина.

Дорогу осилит идущий

- Наша служба занимается заболеваниями лиц голосо-речевых профессий. Это не только вокалисты, педагоги и телефонисты. Но и люди, которые перенесли серьезные операции, и вследствие чего остались без голоса, - рассказывает Василя Шамильевна. – И хочу вам заметить: даже самые тяжелые пациенты успешно проходят реабилитацию!

Многим больным с осложнениями на гортани некоторые врачи говорят: «Ну что тут сделаешь, надо смириться!». На самом же деле все это очень даже исправимо, уверяет доктор-фониатр.

- У нас есть пациенты и с полностью удаленной гортанью. Казалось бы, человек, перенесший такую операцию, уже никогда не сможет говорить. Однако некоторые пациенты настолько хорошо овладевают необходимыми для восстановления голоса навыками, что, когда они приходят, их даже из коридора бывает слышно! – улыбается Василя Шамильевна. - Так что не стоит ничего бояться. Нужно пробовать. Ведь дорогу осилит только идущий!

У каждого из нас на слуху нашумевшие музыкальные телепередачи, такие как «Битва хоров» или «Голос». Угадайте, кто на них главная звезда? Нет, что вы, совсем не исполнители! На площадке подобных шоу и в крупных театрах нет никого важнее… фониатра.

На самом деле, работа «звонких врачевателей» более тесно связана с искусством, чем можно это предположить. Многие специалисты – выходцы из творческих профессий. Да и со знаменитостями врачи по долгу службы знакомы лично.

- Последним из гастролировавших в Мурманске артистов я осматривала Евгения Дятлова. Он мне очень понравился, так уважительно относится к врачу! – делится впечатлениями Василя Шамильевна. - В Москве, знаете ли, фониатры на вес золота.

Да и у нас тоже. Всего два специалиста на все Заполярье! И при этом многие люди, нуждающиеся в помощи фониатра, попросту не знают, как к нему обратиться.

- К нам на прием может записаться любой человек, - говорит Василя Шамильевна. – Достаточно лишь обратиться в свою поликлинику по месту жительства. И либо у терапевта, либо у ЛОРа, либо у врача общей практики попросить направление. И тогда мы вас обязательно примем!

Жизнь с комом в горле

- Мы с Ниной Кузьминой входим в общественную ассоциацию «Академия голоса», которая насчитывает всего 107 врачей со всей России. Часто на областной центр бывает лишь одна ставка, как и в Мурманской области, - констатирует врач. – Так, в штате нашей службы работают всего два человека: это врач-фониатр и фонопед. Первый осматривает пациента, ставит диагноз и назначает лечение, второй же занимается реабилитацией голоса.

Фонопедия может быть как частью терапии, так и вполне самостоятельной дисциплиной. Занимаясь с педагогом, можно найти свой основной тон, отработать правильное дыхание.

- То, как мы слышим свой голос, и то, как слышат его окружающие, большая разница, - поясняет фонопед Нина Кузьмина. – Чаще всего сами носители звука считают, что у них нет никаких проблем. И правильно: самому вещающему ничего не мешает. Трудно лишь его собеседнику. В таком случае важно донести до пациента, что мы говорим не только для себя - наша речь всегда кому-то адресована.

Большая часть обращающихся называет один и тот же симптом - ком в горле. А это основной признак функциональной дисфонии.

- На самом деле мы не должны чувствовать, чем говорим, - заключает Нина Андреевна. - Поэтому моя основная задача – избавить пациента от неприятных ощущений и настроить его голос так, чтобы ему хотелось общаться еще и еще!